Линченко А.А., Меркулова Т.К.
«Введение в философию»
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ КВАЛИФИКАЦИИ (СТЕПЕНИ) «БАКАЛАВР»
направление 140400 – «Электроэнергетика и электротехника»
ЛИПЕЦКОГО ФИЛИАЛА
МЕЖДУНАРОДНОГО ИНСТИТУТА КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Рекомендовано Научно-методическим советом
Министерства образования и науки России
по философии в качестве учебного пособия
по дисциплине «Философия» для бакалавров
всех специальностей и направлений подготовки.
Липецк 2011
УДК 1(07)
ББК Ю.я7
Л 598
Печатается по решению кафедры
Социально-гуманитарных и общепрофессиональных
дисциплин
Протокол № 3 от _09 декабря _ 2011 г.
Рецензенты:
доктор философских наук, профессор кафедры философии ФГБОУ ВПО
«Липецкого государственного технического университета»
Андренов Николай Бадмаевич
доктор философских наук, профессор кафедры философии и социально-политических теорий ФГБОУ ВПО
«Липецкого государственного педагогического университета»
Попков Василий Александрович
|
|
Линченко А.А., Меркулова Т.К. Введение в философию. Учебное пособие для студентов квалификации (степени) «бакалавр» направление 140400 – «Электроэнергетика и электротехника», Липецкого филиала «Международного института компьютерных технологий». – Липецк: Издательство ЛФ «МИКТ», 2011.–205 с.
Учебное пособие составлено на основе государственного образовательного стандарта по дисциплине «Философия» и образовательных программ по курсу философии для студентов Липецкого филиала «Международного института компьютерных технологий». Пособие содержит краткий курс лекций, список рекомендуемой литературы, вопросы к семинарским занятиям, темы докладов и сообщений, ссылки на электронные библиотеки, содержащие первоисточники и исследования по философии.
Предназначено для организации самостоятельной работы и подготовки к семинарским занятиям студентов квалификации (степени) «бакалавр» направление 140400 – «Электроэнергетика и электротехника», ЛФ НОУ ВПО МИКТ.
Подготовка лекций и семинарских занятий – кандидат философских наук, доцент
Линченко А.А. (доцент кафедры социально-гуманитарных и общепрофессиональных дисциплин ЛФ НОУ ВПО МИКТ).
Подготовка семинарских занятий и составление текстов – кандидат педагогических наук, доцент Меркулова Т.К. (доцент кафедры социально-гуманитарных и общепрофессиональных дисциплин ЛФ НОУ ВПО МИКТ).
© НОУ ВПО ЛФ «МИКТ», 2011
© Линченко А.А., Меркулова Т.К. 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ…………………………………………………………...4
Выписка из Государственного образовательного стандарта по
|
|
дисциплине «Философия» для квалификации (степени) «бакалавр»...….6
Введение. Современная цивилизация и философия……………………....10
ЛЕКЦИИ……………………………………………………………………20
Лекция 1. Мировоззрение и его роль в жизни человека и общества……20
Лекция 2. Философия, ее сущность и назначение………………………..25
Лекция 3. Философское понимание мира………………………………....31
Лекция 4. Философия человека……………………………………………61
Лекция 5. Философия сознания……………………………………………76
Лекция 6. Философия познания……………………………………………90
Лекция 7. Философское понимание жизни общества……………………108
Лекция 8. Философия истории и современное историческое сознание..112
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ……………………………………………123
Тема 1. Мировоззрение и его роль в жизни человека и общества………124
Тема 2. Философия, ее сущность и назначение…………………………..125
Тема 3. Философское понимание мира…………………………………...127
Тема 4. Философия человека……………………………………………...133
Тема 5. Философия сознания……………………………………………...137
Тема 6. Философия познания……………………………………………...140
Тема 7. Философское понимание жизни общества………………………144
Тема 8. Философия техники в структуре философского знания………..151
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………...153
Тексты к семинарским занятиям…………………………………………..153
Ясперс К. …………………………………………………………………...153
Хайдеггер М. ………………………………………………………………160
Мамардашвили М.К. ……………………………………………………..161
Фома Аквинский …………………………………………………………..165
Вольтер ……………………………………………………………………...166
Августин Блаженный ……………………………………………………..168
Юм Д...............................................................................................................170
Лейбниц Г.В. ……………………………………………………………….171
Берталанфи, Л. фон ………………………………………………………..173
Бердяев Н.А …………………………………………………………………179
Фрейд З....……………………………………………………………………196
Декарт Р. ……………………………………………………………………199
Эйнштейн А. ………………………………………………………………..200
Фромм Э. ……………………………………………………………………201
Швейцер А. …………………………………………………………………205
ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ, ЛИТЕРАТУРА И
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ПО ФИЛОСОФИИ………………………….. 207
ПРЕДИСЛОВИЕ
Рубеж тысячелетий – время для подведения итогов и формирования целостного мировоззрения, как отдельного человека, так и человечества. Важнейшую роль в формировании подобного мировоззрения играет философское знание. Философия традиционно решает общие методологические проблемы науки, завершая собой научный синтез, преобразуя его в единую картину мира. Курс философии необходим, прежде всего, потому, что способствует формированию представления о многообразии альтернативных способов мышления и способствует тем самым выстраиванию адекватной жизненной позиции, целостного отношения человека к миру.
Альтернативные способы мышления, в основе которых лежит философское знание, играют огромную роль в процессе подготовки современного инженера. Благодаря данным способам развивается способность к нелинейным ходам мысли, умению видеть факты разного порядка в целостности. В рамках данной задачи курс рассматривает традиционные для философии темы – онтологию, антропологию, теорию сознания, философские проблемы познания и науки, социальную философию. Отдельное внимание уделяется философским проблемам изучения техники и техногенной цивилизации. Изучение фундаментальных вопросов теоретической философии, представленное в данном учебном пособии, опирается на историко-философский материал.
Учебное пособие состоит из трех частей. В первой части излагается краткий конспект лекций. Вторая часть посвящена планам семинарских занятий, с указанием ключевых понятий, литературы и источников. Третья часть представляет собой подборку текстов, позволяющих учащимся оценить аргументы философов и представителей науки по отношению к изучаемым на лекциях и семинарах проблемам теоретической философии.
|
|
Содержание тем лекционного материала и семинарских занятий определялось в соответствии с:
- Государственным образовательным стандартом квалификации (степени) «бакалавр» направление 140400 – «Электроэнергетика и электротехника»;
- тематикой изучаемых тем и вопросов, актуальных в отношении современного мира, жизни человека, личности, специалиста востребованного в данном социуме;
- вопросами лекционного курса и семинарских занятий, подобранных в соответствии с опытом подготовки к прохождению Федерального Интернет-экзамена в сфере профессионального образования.
Структура и тематика семинарских занятий построена таким образом, что студенты могут получить представление, как о традиционных проблемах философии, так и об основных проблемах современного философского знания не только из доступного материала конспекта лекций, но и в процессе самостоятельной работы над первоисточниками и исследовательской литературой. Проведение семинарских занятий в данном учебном пособии представлено в форме семинаров-диалогов и семинаров-дискуссий. Это не отменяет традиционную схему вопроса-ответа, но преобразует ее в герменевтический диалог, строящийся вокруг прочитанного текста. Подобная задача означает приоритетное значение текстов на семинарах, что в свою очередь требует тщательной подготовки по основным проблемам семинара во внеучебное время. Семинар, таким образом, превращается не в повторение лекционного материала устами обучающихся, а в самостоятельный поиск ответов на ключевые проблемы философии через анализ первоисточников на основе уже освоенного дома базового теоретического курса. Каждое семинарское занятие снабжено перечнем необходимых философских понятий и категорий, которые должны быть освоены на лекциях и в процессе самостоятельной подготовки студента.
|
|
В пособии представлены ссылки не только на ставшие уже «классическими» учебники по философии, но и на современные философские исследования, представленные в ведущих российских философских периодических изданиях.
В данном учебном пособии помимо литературы к семинарским занятиям указывается и литература к лекции. Несмотря на требования образовательного стандарта о соответствии учебной литературы, сроком давности не более 5 лет, что выполняется в разделе семинарских занятий, в литературе, представленной к лекционным курсам, содержатся ссылки на более давние, но нисколько не потерявшие своей актуальности издания.
Авторы попытались охватить работы широкого спектра ученых в области не только философии, но и других, смежных гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин, используя опыт отечественных и зарубежных исследователей.
Возможность самостоятельно сформулировать вопросы и дать на них ответы, пополнить багаж личных знаний - незаменимый опыт в развитии и формировании культуры высказывания собственного мнения, культуры умения слышать и понимать высказанную мысль автором. Совокупный объем работы поможет развитию и формированию умения формулировать и высказывать свою собственную, обоснованную точку зрения, нелинейно и целостно воспринимать и преобразовывать окружающий мир.