Формирование международной системы миграции рабочей силы

Международная миграция рабочей силы – переселение трудоспособного населения из одних государств в другие, вызванное причинами экономического (различия в уровне оплаты труда) и иного характера. Одним из наиболее распространенных объяснений миграции является следующее: миграция обусловлена суммарным действием факторов, имеющих экономическую, демографическую, социальную, политическую природу. Основным детерминантом миграции является разрыв между разными группами стран в уровнях экономического развития и уровнях и качестве жизни людей.

Международная миграция рабочей силы принимает форму эмиграции (выезд) и иммиграции (въезд). Разность этих потоков образует миграционное сальдо. Количественными показателями межстранового перемещения трудовых ресурсов являются показатели, фиксируемые в платежном балансе. В соответствии с методологией составления платежного баланса нерезидентом считается частное лицо, находящееся в стране менее года. Если человек пребывает в стране более года, то в целях статистического учета он переклассифицируется в резиденты. Показатели, связанные с миграцией рабочей силы, являются частью баланса текущих операций.

По данным ООН, в 2005 г. общее количество международных мигрантов составило 191 млн., по сравнению с 1970 г. их число выросло в 2 раза. Около 60 % проживают в более развитых регионах. В 90-гг. XX в. нетто-иммиграция в развитых регионах обеспечила 56 % демографического прироста, в том числе в Западной Европе – 89 %. В основных странах иммиграции мигранты составляют 10–25 % экономически активного населения. По данным социологических опросов 59 % опрошенных украинцев в возрасте от 30 до 54 лет хотели бы выехать работать за рубеж, при объяснении преобладали экономические причины (но только 16 % из опрошенных имели высшее образование).

Начало формированию мировой системы миграции трудовых ресурсов было положено западноевропейскими странами. В XVI­XVII вв. Англией, Португалией, Францией, Голландией и Данией были насильственно вывезены для работы в Новом Свете 15 млн. жителей Африки. После отмены рабства колониальные державы стали привлекать на свои заморские территории иностранных работников на контрактных условиях. Основную часть таких мигрантов составляли выходцы из Индии и Китая. По оценкам МОТ, в подобную миграцию в XIX – начале XX вв. были вовлечены от 12 млн. до 37 млн. человек. Одновременно усилилась эмиграция и из самой Европы. Если после открытия Америки до 1800 г. в Новый Свет переехали около 2 млн. европейцев, то в 1846–1939 гг. в условиях демографического подъема – уже 60 млн. человек, из которых 38 млн. направились в Америку, 7 млн. – в Канаду, 7 млн. – в Аргентину, 4,6 млн. – в Бразилию. Вплоть до середины прошлого века европейцы составляли большинство всех международных мигрантов.

После Второй мировой войны система международной экономической миграции подверглась изменениям. В составе миграционных потоков повысился удельный вес мигрантов из развивающихся стран. Например, в США в 1951–1990 гг. доля выходцев из стран Латинской Америки и Азии увеличилась с 12 до 88 % от общего числа иммигрантов, доля же европейцев упала до 10 %. Западная Европа, испытывая в послевоенный период нехватку трудовых ресурсов, сама стала центром притяжения мигрантов. В 50-е гг. западноевропейские страны инициировали крупномасштабный импорт полуквалифицированной рабочей силы. За два с небольшим десятилетия в регион прибыли около 20 млн. иностранных работников. Причем 2/3 из них были сосредоточены в Германии и Франции, где составляли 10–12 % рабочей силы. Привлечение рабочей силы из-за рубежа осуществлялось западноевропейскими странами двумя способами: временный прием иностранных работников на принципах ротации и прием поселенцев. К первому типу относилась иммиграционная политика Германии, ко второму – иммиграционная политика Великобритании. В иммиграционной политике Франции сочетались оба подхода. В 60-е гг. трудовая миграция (исключая жителей колоний Великобритании и Франции) носила, как и предусматривалось, возвратный, обусловленный экономической конъюнктурой характер. В последующие годы после прекращения западноевропейскими странами в период экономического кризиса начала 1970-х гг. импорта рабочей силы, все больше мигрантов стали уклоняться от возвращения на родину. Для репатриации иностранным работникам предоставлялись единовременная финансовая помощь, а также возможность прохождения курсов переподготовки, организованных совместно со странами-экспортерами рабочей силы. Но такие меры не принесли ожидаемых результатов: из 20 млн. мигрантов, работавших в Западной Европе, на родину вернулась половина.

Западноевропейские страны в течение длительного периода воздерживались от возобновления импорта рабочей силы. Тем не менее, и в условиях антииммиграционных рестрикций 1970–1980-х годов правительства под давлением предпринимателей соглашались на приглашение иностранных работников. И, несмотря на то, что граждане ЕС еще в 1968 г. получили право свободы передвижения и занятости на его территории, по сравнению с численностью мигрантов из третьих стран, численность граждан ЕС, работавших за пределами стран происхождения (около 2,5 млн. человек), была ниже, и не превышала 44 % иностранного персонала европейских предприятий.

В послевоенные годы в США трудовая иммиграция, осуществлявшаяся в отличие от Германии и Франции главным образом по частным каналам, также приняла большой размах. В соответствии с программой "Брасеро", инициированной еще в годы Второй мировой войны и осуществлявшейся до 1964 г., мексиканским рабочим разрешалось временно работать в США. За время действия программы было принято около 5 млн. работников, занятых в основном в сельском хозяйстве США. Столько же мексиканских мигрантов прибыли в этот период в страну нелегально, что послужило поводом для прекращения действия программы.

В современной структуре экономической миграции согласно классификации В. Бенинга, выделяются четыре основных типа:

- миграция неквалифицированной и полуквалифицированной рабочей силы для временной работы по контракту;

- миграция для постоянной работы за рубежом;

- миграция технических и управленческих работников, бизнесменов и лиц, занятых реализацией заграничных проектов, включающая индивидуальную миграцию профессионалов и бизнесменов по собственному усмотрению; передвижение менеджеров и технических специалистов в рамках ТНК. Но этот тип характеризуется небольшими масштабами. Например, доля американских граждан, занятых в 1989 г. в зарубежных филиалах; ТНК (в основном на высших должностях), не превышала в среднем 0,3 % их персонала, что связано с высокими расходами на содержание таких служащих за границей и более выгодными условиями найма местного высококвалифицированного персонала, а также активным использованием передовых средств связи;

- миграция с целью получения профессионального образования и практической подготовки, организуемая более развитыми государствами для продвижения на зарубежные рынки и последующего использования своих технологий, оборудования, опыта работы и т. д.

Первые два типа миграции характеризуются наибольшей массовостью.

На рубеже XX–XXI вв. в развитых странах вновь обострилась проблема нехватки трудовых ресурсов, вызванная падением рождаемости и усилением структурных диспропорций на рынке рабочей силы. Численность экономически активного населения "стареющего континента'' сократится со 145 млн. в 1990 г. до 135 млн. человек в 2020 г. Чтобы к 2050 г. удержать численность населения ЕС на уровне 2000 г., надо ежегодно принимать 949 тыс. иностранцев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: