При питании двигателя постоянного тока пульсирующим током возникают осложнения: появляются дополнительные потери от пульсаций тока и ухудшение условий коммутации.
В машинах постоянного тока в коммутирующей секции наводится ЭДС самоиндукции, которую называют реактивной ЭДС ер, а поле добавочных полюсов в этой же секции создаёт ЭДС вращения, которую называют коммутирующей ЭДС ек. Эта ЭДС должна быть равна по величине и противоположна по направлению ЭДС ер.
В двигателях пульсирующего тока кроме ЭДС ер и ек в коммутирующей секции наводятся ЭДС от переменных составляющих токов и потоков. Переменная составляющая тока якоря создает переменную реактивную ЭДС еp, переменная составляющая магнитного потока добавочного полюса наводит переменную составляющую коммутирующей ЭДС еk., а переменная составляющая магнитного потока главного полюса наводит трансформаторную ЭДС еt . Все эти триЭДС (еt, еp, еk) являются векторными величинами, и расположены друг относительно друга под разными углами (Рис.5).
|
|
Рис.5. Векторная диаграмма ЭДС в коммутирующей секции
В общем случае геометрическая сумма этих ЭДС не равна нулю, т.е. появляется несбалансированная ЭДС ∆е которая, ухудшает коммутацию.
Очевидно, чем меньше ∆еֹ, тем лучше коммутация. Векторы еp и еk для заданного режима работы зафиксированы относительно друг друга. Очевидно, чтобы уменьшить ∆еֹ нужно изменять вектор еt по величине и направлению.
Для получения необходимой величины еt обмотку возбуждения двигателя шунтируют постоянным резистором Rш1 (Рис. 1), который оказывает большое сопротивление для постоянной составляющей и малое сопротивление для переменной составляющей тока обмотки возбуждения.
Для изменения направления вектора трансформаторной ЭДС еt в цепь регулируемого шунтирования включают индуктивный шунт ИШ (Рис. 1). Индуктивный шунт ИШ представляет собой индуктивное сопротивление, состоящее из обмотки, внутри которой находится сердечник из электротехнической стали. Соответствующим выбором величин Rш1 и индуктивности индуктивного шунта можно уменьшить величину ЭДС ∆еֹ до нуля, однако при этом потребуется большая индуктивность индуктивного шунта, что приведет к большому расходу меди и стали на изготовление шунта. Обычно величину ∆еֹ уменьшают до безопасной величины (0,5-0,6 В).