Цель занятия: 1. Знакомство с анатомо-физиологическими и морфологическими особенностями почек и мочевыводящих путей.
2. Познакомиться с методикой обследования и основными семптомами поражения почек и мочевыводящих путей.
I. Основные вопросы для самостоятельного изучения.
1. Анатомические особенности почек, мочеточников, мочевого пузыря, мочеиспускательного канала. 2. Особенности функционального состояния мочевыделительной системы. 3. Методы исследования функционального состояния почек и мочевыводящих путей: а) клинические, б) лабораторные (анализы крови, мочи, пробы по Нечипоренко, Каковскому– Аддису, по Зимницкому, Рейзельману); в) биохимические анализы крови (общий белок, протеинограмма, остаточный азот и его фракции, холестерин, электролитный состав, СРБ, ДФА и др.); г) креатининовая проба Реберга–Тареева; д) осмотр глазного дна, ЭКГ, проба Мак-Клюра; е) рентгенологические методы исследования (внутривенная урография, экскреторная урография, ретроградная урография); ж) пункционная биопсия почек. 4. Семиотика основных поражений почек и мочевыводящих путей.
II. Самостоятельная работа в клинике.
Разбор курируемого больного. 1. Знакомство с жалобами и анамнезом заболевания: головная боль, повышенная утомляемость, сниженный аппетит, диспепсические расстройства, повышение температуры, отеки в области лица, нижних конечностей, боли в области поясницы и при мочеиспускании, учащенное мочеиспускание, поли-, олиго-, либо анурия, недержание мочи, изменение цвета мочи («мясные помои», мутно-белый цвет и др.); уточнение давности заболевания, острое или постепенное начало, динамика клинических проявлений, характер течения заболевания (острое, чередование обострений и ремиссий, латентное), особенности проводимого ранее лечения и его эффективность, уточнение факторов, способствовавших развитию заболевания (острые и хронические инфекции, введение вакцин и сывороток, наследственная предрасположенность). 2. Объективное исследование больного по системам: а) оценка физического развития ребенка, окраска кожных покровов (бледность), выявление пастозности либо отеков, выявление внешних стигм дизэмбриогенеза (эпикант, готическое нёбо, аномальная форма ушных раковин, искривление мизинца, расхождение прямых мышц живота), б) при пальпации живота – выявление асцита, а также методом бимануальной пальпации по Образцову – размеров почек (в случае их увеличения), при перкуссии живота – уточнение наличия асцита, его выраженность; при поколачивании по поясничной области – выявление болезненности, в) при исследовании других органов и систем – определение границ относительной сердечной тупости, характеристика тонов сердца, частоты сердечных сокращений, сердечных и внесердечных функциональных шумов, г) измерение артериального давления, д) взвешивание больного (важно взвешивание в динамике). 3. Оценка некоторых данных лабораторного исследования: клинический анализ крови, проба на С-реактивный белок, дифениламиновая реакция; проба Реберга, исследование крови на общий белок и белковые фракции, остаточный азот, холестерин; общий анализ мочи, анализ мочи по Нечипоренко (либо Каковскому–Аддису), проба Зимницкого (либо в модификации Рейзельмана); посев мочи на флору и чувствительность к антибиотикам, нитритный тест. 4. Обсуждение полученных анамнестических и клинико-лабораторных данных, постановка клинического диагноза обследованному больному.
Острые распираторновирусные инфекции, острый ларинготрахеит
и острый бронхит у детей
Цель занятия: 1. Изучить этиологию, патогенез, особенности течения, диагностику, лечение и профилактику ОРВИ, острых ларингитов и острых бронхитов. 2. Освоить комплекс противоэпидемических мероприятий. 3. Познакомиться с основными принципами работы отделения ОРВИ и стенозов в детской инфекционной больнице.
I. Основные вопросы, подлежащие самостоятельному изучению
1.Этиологические факторы ОРВИ у детей (вирусы гриппа и парагриппа, аденовирусы, энтеровирусы, РС-вирусы.
2.Эпидемиология ОРВИ в зависимости от вида возбудителя.
3. Классификация ОРВИ.
4. Различия в клинической картине в зависимости от этиологии заболевания.
5. Особенности течения у детей раннего возраста.
6. Осложнения (острый стенозирующий ларинготрахеит (СЛТ), бронхиты, бронхиолиты, пневмонии). Дифференциальная диагностика СЛТ и эпиглотита.
7. Принципы лечения осложнённых и неосложнённых форм.
8. Профилактика специфическая и неспецифическая.
9. Противоэпидемические мероприятия в детских учреждениях и стационарах.
10.Классификация бронхитов. Этиопатогенез бронхитов и бронхиолитов, клиническая картина, дифференциальная диагностика, основные принципы терапиии
II. Самостоятельная работа в клинике.
1. Знакомство с работой отделения ОРВИ (обратить внимание на противоэпидемический режим отделения, этапность заполнения палат). 2. Знакомство с анамнезом больного. 3. Сбор эпиданамнеза. 4. Тщательный, последовательный осмотр больного. Обратить особое внимание на: а) общее состояние ребенка, б) цвет кожных покровов, осмотр конъюнктивы глаз, в) состояние лимфатического аппарата, г) особенности поражения зева, характер гиперемии, д) осмотр ротовой полости, языка, е) состояние органов дыхания и сердечно-сосудистой системы, ж) состояние центральной нервной и вегетативной системы, з) осмотр других органов и систем. 5. Трактовка клинических симптомов у данного больного. Обратить внимание на различие клиники ОРВИ от острого бронхита и бронхиолита. 6. Анализ данных лабораторного и бактериологического методов исследования. 7. Обоснование диагноза. 8. Принцип терапии данного больного с учетом этиопатогенетических факторов. 9. Особенности течения заболевания у данного больного. 10. Срок и правила выписки данного больного. 11. Правила наблюдения за реконвалесцентом в поликлинике. 12. Порядок выписки реконвалесцентов в детские профилактические учреждения.
Курация и разбор больных детей с различными формами острой пневмонии
Цель занятия: 1. Изучить клинику различных форм острой пневмонии у детей раннего и старшего возраста. 2. Познакомиться с лабораторно-функциональными и рентгенологическими методами обследования детей, больных острой пневмонией. 3. Освоить основные принципы этиопатогенетической терапии и профилактики острой пневмонии у детей всех возрастных групп.
I. Основные вопросы для самостоятельного изучения.
1. Этиология острой пневмонии у детей. 2. Предрасполагающие факторы к развитию пневмоний в детском возрасте: а) анатомо-функциональные предпосылки; б) социально-эпидемиологические причины; в) наследственные, конституциональные факторы; г) фоновые заболевания; д) гиповитаминозы и т.д. 3. Патогенез пневмонии. Клинические проявления и степени ДН (дыхательной недостаточности). 4. Патоморфология. 5. Классификация клинических форм острой пневмонии у детей раннего возраста. 6. Клиника различных форм острой пневмонии у детей раннего возраста: а) легкая форма; б) токсическая форма с различными синдромами (менингоэнцефалитический, кардио-васкулярный, тромбо-геморрагический, атонический, обструктивный, диспесический и т.д.); в) клинические проявления пневмонии с обструктивный синдромом; г) клиника деструктивных (стафилококковой и колибациллярной) пневмоний. 7. Затяжные и рецидивирующие пневмонии у детей раннего возраста. 8. Осложнения пневмонии у детей. 9. Основные принципы лечения и профилактики различных форм острой пневмонии у детей раннего возраста.
II. Самостоятельная работа в клинике.
Обследовать 2–3 больных с различными формами заболевания: 1. Жалобы больного при поступлении в клинику и на день курации. 2. Анамнез жизни и заболевания: а) выделить предрасполагающие к заболеванию факторы (недоношенность, неблагоприятные бытовые условия, признаки рахита, гипотрофии, анемии, проявления экссудативного диатеза и др.); б) выявить предшествующие простудные и гнойно-септические заболевания; в) уточнить эпидемиологическую обстановку, предшествующую заболеванию; г) выяснить начальные симптомы заболевания; д) выяснить характер и эффективность применявшейся терапии. 3. При объективном исследовании обратить внимание на общее состояние больного, по возможности разграничить общие (вялость, адинамия, апатия, снижение аппетита, лихорадка и др.) и частные симптомы болезни (вздутие грудной клетки, тахипноэ, одышка, цианоз, насморк, кашель и др.), а также возможное поражение других функциональных систем организма – сердечно-сосудистой (тахикардия, аритмия, артериальная гипотония, приглушенные или глухие тоны сердца, систолический шум, расширение границ сердца, увеличение печени и т. д.), ЦНС (судороги, гипертермия, менингеальные симптомы, потеря сознания и т.д.), желудочно-кишечного тракта (диспепсические явления и т. д.). Необходимо: а) при внешнем осмотре: отметить состояние кожных покровов (бледность, цианоз носогубного треугольника, ногтей, их землисто-серый колорит как признак выраженной интоксикации и дыхательной недостаточности); отметить вздутие грудной клетки, участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры; определить частоту дыхания, отметить его поверхностный характер, определить характер одышки; определить частоту пульса и соотношение с частотой дыхания; отметить частоту кашля и его характер; б) при перкуссии грудной клетки обратить внимание на перкуторный звук (тимпанический звук, либо укорочение, либо тупость, либо коробочный) в задненижних отделах грудной клетки и в межлопаточном пространстве; в) при аускультации отметить характер вдоха и выдоха; наличие влажных хрипов, их локализацию, характер и количество; г) оценить состояние других функциональных систем организма, прежде всего нервной, сердечно-сосудистой и пищеварительной. 4. Сделать заключение по результатам объективного исследования курируемого больного и высказать мнение о вероятной форме пневмонии. 5. Для уточнения диагноза необходимо познакомиться и оценить результаты лабораторно-инструментальных исследований: а) клиническое исследование крови; б) исследование мочи; в) биохимическое исследование крови; г) бактериологическое, вирусологическое исерологическое исследования; д) проанализировать данные рентгенологического исследования; е) оценить результаты функциональных проб (оксигенометрия, КОС и др.). 6. Сформулировать развернутый клинический диагноз (согласно существующей рабочей классификации острых пневмоний у детей) с учетом наличия сопутствующих заболеваний. 7. Наметить и обосновать план лечебных мероприятий с учетом особенностей конкретного клинического случая, т. е. в зависимости от формы пневмонии. А. Общие принципы лечения пневмонии: а) санитарно-гигиенический режим; б) аэро- и оксигенотерапия; в) питание детей, больных пневмонией; г) медикаментозная терапия: антибиотики и химиопрепараты (их выбор, количество, дозировка, пути введения); десенсибилизирующие препараты, витамины; стимулирующие средства, средства иммунной защиты организма (поли- и гамма-глобулин); д) аэрозольная терапия; е) физиотерапия (лечебные ванны, горчичные обертывания, парафиновые аппликации, УВЧ, электрофорез; ж) массаж и лечебная гимнастика. Б. При токсических формах острой пневмонии необходимо наметить и обосновать симптоматическую (посиндромную и интенсивную) терапию: сердечно-сосудистый синдром – сердечные гликозиды, диуретические препараты, кокарбоксилаза и др.; нейротоксический синдром – борьба с гипертермией, отеком мозга, судорогами и резко выраженной тахикардией; желудочно-кишечный синдром – регидратационная терапия, сердечные гликозиды, борьба с дисбактериозом и др.; обструктивный синдром – снятие спазма бронхиальной мускулатуры, ликвидация отека слизистой бронхов, разжижение вязкой мокроты, восстановление дренажной функции бронхов. 8. Обосновать прогноз данного случая и наметить профилактические мероприятия, направленные на предупреждение рецидива данного заболевания у курируемого больного.