Методы исследования. Семиотика поражений

Цель занятия: 1. Знакомство с анатомо-физиологическими и морфологическими особенностями почек и мочевыводящих путей.

2. Познакомиться с методикой обследования и основными семптомами пора­жения почек и мочевыводящих путей.

I. Основные вопросы для самостоятельного изучения.

1. Анатомические особенности почек, мочеточников, моче­вого пузыря, мочеиспускательного канала. 2. Особенности функционального состояния мочевыделительной системы. 3. Методы исследования функционального состояния почек и мочевыводящих путей: а) клинические, б) лабораторные (анализы крови, мочи, пробы по Нечипоренко, Каковскому– Аддису, по Зимницкому, Рейзельману); в) биохимические анализы крови (общий белок, протеинограмма, остаточный азот и его фракции, холестерин, электролитный состав, СРБ, ДФА и др.); г) креатининовая проба Реберга–Тареева; д) ос­мотр глазного дна, ЭКГ, проба Мак-Клюра; е) рентгенологи­ческие методы исследования (внутривенная урография, экс­креторная урография, ретроградная урография); ж) пункционная биопсия почек. 4. Семиотика основных поражений по­чек и мочевыводящих путей.

II. Самостоятельная работа в клинике.

Разбор курируемого больного. 1. Знакомство с жалобами и анамнезом заболевания: головная боль, повышенная утом­ляемость, сниженный аппетит, диспепсические расстройства, повышение температуры, отеки в области лица, нижних ко­нечностей, боли в области поясницы и при мочеиспускании, учащенное мочеиспускание, поли-, олиго-, либо анурия, не­держание мочи, изменение цвета мочи («мясные помои», мутно-белый цвет и др.); уточнение давности заболевания, ост­рое или постепенное начало, динамика клинических проявле­ний, характер течения заболевания (острое, чередование обо­стрений и ремиссий, латентное), особенности проводимого ра­нее лечения и его эффективность, уточнение факторов, спо­собствовавших развитию заболевания (острые и хронические инфекции, введение вакцин и сывороток, наследственная пред­расположенность). 2. Объективное исследование больного по системам: а) оценка физического развития ребенка, окраска кожных покровов (бледность), выявление пастозности либо отеков, выявление внешних стигм дизэмбриогенеза (эпикант, готическое нёбо, аномальная форма ушных раковин, искрив­ление мизинца, расхождение прямых мышц живота), б) при пальпации живота – выявление асцита, а также методом би­мануальной пальпации по Образцову – размеров почек (в случае их увеличения), при перкуссии живота – уточнение наличия асцита, его выраженность; при поколачивании по поясничной области – выявление болезненности, в) при ис­следовании других органов и систем – определение границ относительной сердечной тупости, характеристика тонов серд­ца, частоты сердечных сокращений, сердечных и внесердечных функциональных шумов, г) измерение артериального дав­ления, д) взвешивание больного (важно взвешивание в ди­намике). 3. Оценка некоторых данных лабораторного иссле­дования: клинический анализ крови, проба на С-реактивный белок, дифениламиновая реакция; проба Реберга, исследова­ние крови на общий белок и белковые фракции, остаточный азот, холестерин; общий анализ мочи, анализ мочи по Нечипоренко (либо Каковскому–Аддису), проба Зимницкого (ли­бо в модификации Рейзельмана); посев мочи на флору и чув­ствительность к антибиотикам, нитритный тест. 4. Обсужде­ние полученных анамнестических и клинико-лабораторных данных, постановка клинического диагноза обследованному больному.

Острые распираторновирусные инфекции, острый ларинготрахеит

и острый бронхит у детей

Цель занятия: 1. Изучить этиологию, патогенез, осо­бенности течения, диагностику, лечение и профилактику ОРВИ, острых ларингитов и острых бронхитов. 2. Освоить комплекс противоэпидемических мероприятий. 3. Познакомиться с основными принципами работы отделения ОРВИ и стенозов в детской инфекционной больнице.

I. Основные вопросы, подлежащие самостоятельному изу­чению

1.Этиологические факторы ОРВИ у детей (вирусы гриппа и парагриппа, аденовирусы, энтеровирусы, РС-вирусы.

2.Эпидемиология ОРВИ в зависимости от вида возбудителя.

3. Классификация ОРВИ.

4. Различия в клинической картине в зависимости от этиологии заболевания.

5. Особенности течения у детей раннего возраста.

6. Осложнения (острый стенозирующий ларинготрахеит (СЛТ), бронхиты, бронхиолиты, пневмонии). Дифференциальная диагностика СЛТ и эпиглотита.

7. Принципы лечения осложнённых и неосложнённых форм.

8. Профилактика специфическая и неспецифическая.

9. Противоэпидемические мероприятия в детских учреждениях и стационарах.

10.Классификация бронхитов. Этиопатогенез бронхитов и бронхиолитов, клиническая картина, дифференциальная диагностика, основные принципы терапиии

II. Самостоятельная работа в клинике.

1. Знакомство с работой отделения ОРВИ (об­ратить внимание на противоэпидемический режим отделения, этапность заполнения палат). 2. Знакомство с анамнезом больного. 3. Сбор эпиданамнеза. 4. Тщательный, последова­тельный осмотр больного. Обратить особое внимание на: а) общее состояние ребенка, б) цвет кожных покровов, осмотр конъюнктивы глаз, в) состояние лимфатического аппарата, г) особенности поражения зева, характер гиперемии, д) осмотр ротовой полости, языка, е) состояние органов дыхания и сердечно-сосудистой системы, ж) состояние центральной нервной и вегетативной системы, з) осмотр других органов и систем. 5. Трактовка клиниче­ских симптомов у данного больного. Обратить внимание на различие клиники ОРВИ от острого бронхита и бронхиолита. 6. Анализ данных лабо­раторного и бактериологического методов исследования. 7. Обоснование диагноза. 8. Принцип терапии данного больного с учетом этиопатогенетических фак­торов. 9. Особенности течения заболевания у данного боль­ного. 10. Срок и правила выписки данного больного. 11. Пра­вила наблюдения за реконвалесцентом в поликлинике. 12. По­рядок выписки реконвалесцентов в детские профилактические учреждения.

Курация и разбор больных детей с различными формами острой пневмонии

Цель занятия: 1. Изучить клинику различных форм острой пневмонии у детей раннего и старшего возраста. 2. Познакомиться с лабораторно-функциональными и рентгенологическими ме­тодами обследования детей, больных острой пневмонией. 3. Освоить основные принципы этиопатогенетической терапии и профилактики острой пневмонии у детей всех возрастных групп.

I. Основные вопросы для самостоятельного изучения.

1. Этиология острой пневмонии у детей. 2. Предраспола­гающие факторы к развитию пневмоний в детском возрасте: а) анатомо-функциональные предпосылки; б) социально-эпи­демиологические причины; в) наследственные, конституциональные факторы; г) фоновые заболевания; д) гиповитаминозы и т.д. 3. Патогенез пневмонии. Клиниче­ские проявления и степени ДН (дыхательной недостаточно­сти). 4. Патоморфология. 5. Классификация клинических форм острой пневмонии у детей раннего возраста. 6. Клиника различных форм острой пневмонии у детей раннего возраста: а) легкая форма; б) токсическая форма с различными син­дромами (менингоэнцефалитический, кардио-васкулярный, тромбо-геморрагический, атонический, обструктивный, диспесический и т.д.); в) клинические проявления пневмонии с обструктивный синдромом; г) клиника деструктивных (стафилококковой и колибациллярной) пневмоний. 7. Затяжные и рецидивирующие пневмонии у де­тей раннего возраста. 8. Осложнения пневмонии у детей. 9. Основные принципы лечения и профилактики различных форм острой пневмонии у детей раннего возраста.

II. Самостоятельная работа в клинике.

Обследовать 2–3 больных с различными формами заболе­вания: 1. Жалобы больного при поступлении в клинику и на день курации. 2. Анамнез жизни и заболевания: а) выделить предрасполагающие к заболеванию факторы (недоношен­ность, неблагоприятные бытовые условия, признаки рахита, гипотрофии, анемии, проявления экссудативного диатеза и др.); б) выявить предшествующие простудные и гнойно-сеп­тические заболевания; в) уточнить эпидемиологическую об­становку, предшествующую заболеванию; г) выяснить на­чальные симптомы заболевания; д) выяснить характер и эф­фективность применявшейся терапии. 3. При объективном ис­следовании обратить внимание на общее состояние больного, по возможности разграничить общие (вялость, адинамия, апа­тия, снижение аппетита, лихорадка и др.) и частные симп­томы болезни (вздутие грудной клетки, тахипноэ, одышка, цианоз, насморк, кашель и др.), а также возможное пораже­ние других функциональных систем организма – сердечно-со­судистой (тахикардия, аритмия, артериальная гипотония, при­глушенные или глухие тоны сердца, систолический шум, рас­ширение границ сердца, увеличение печени и т. д.), ЦНС (судороги, гипертермия, менингеальные симптомы, потеря со­знания и т.д.), желудочно-кишечного тракта (диспепсические явления и т. д.). Необходимо: а) при внешнем осмотре: отме­тить состояние кожных покровов (бледность, цианоз носогубного треугольника, ногтей, их землисто-серый колорит как признак выраженной интоксикации и дыхательной недостаточности); отметить вздутие груд­ной клетки, участие в акте дыхания вспомогательной муску­латуры; определить частоту дыхания, отметить его поверхно­стный характер, определить характер одышки; определить частоту пульса и соотношение с частотой дыхания; отметить частоту кашля и его характер; б) при перкуссии грудной клетки обра­тить внимание на перкуторный звук (тимпанический звук, либо укорочение, либо тупость, либо коробочный) в задненижних отделах грудной клетки и в межлопаточном про­странстве; в) при аускультации отметить характер вдоха и выдоха; наличие влажных хрипов, их локализацию, характер и количество; г) оценить состояние других функциональных систем организма, прежде всего нервной, сердечно-сосудистой и пищеварительной. 4. Сделать заключение по результатам объективного исследования курируемого больного и высказать мнение о вероятной форме пневмонии. 5. Для уточнения диагноза необходимо познакомиться и оценить результаты лабораторно-инструментальных исследований: а) клиническое исследование крови; б) исследование мочи; в) биохимическое исследование крови; г) бактериологическое, вирусологическое исерологическое исследования; д) проанализировать данные рентгенологического исследования; е) оценить результаты функциональных проб (оксигенометрия, КОС и др.). 6. Сфор­мулировать развернутый клинический диагноз (согласно су­ществующей рабочей классификации острых пневмоний у де­тей) с учетом наличия сопутствующих заболеваний. 7. Наме­тить и обосновать план лечебных мероприятий с учетом осо­бенностей конкретного клинического случая, т. е. в зависи­мости от формы пневмонии. А. Общие принципы лечения пневмонии: а) санитарно-гигиенический режим; б) аэро- и оксигенотерапия; в) питание детей, больных пневмонией; г) ме­дикаментозная терапия: антибиотики и химиопрепараты (их выбор, количество, дозировка, пути введения); десенсибили­зирующие препараты, витамины; стимулирующие средства, средства иммунной защиты организма (поли- и гамма-глобу­лин); д) аэрозольная терапия; е) физиотерапия (лечебные ванны, горчичные обертывания, парафиновые аппликации, УВЧ, электрофорез; ж) массаж и лечебная гимнастика. Б. При токсических формах острой пневмонии необходимо наметить и обосновать симптоматическую (посиндромную и интенсивную) терапию: сердечно-сосудистый синдром – сер­дечные гликозиды, диуретические препараты, кокарбоксилаза и др.; нейротоксический синдром – борьба с гипертермией, отеком мозга, судорогами и резко выраженной тахикардией; желудочно-кишечный синдром – регидратационная терапия, сердечные гликозиды, борьба с дисбактериозом и др.; обструктивный синдром – снятие спазма бронхиальной мускула­туры, ликвидация отека слизистой бронхов, разжижение вяз­кой мокроты, восстановление дренажной функции бронхов. 8. Обосновать прогноз данного случая и наметить профилак­тические мероприятия, направленные на предупреждение ре­цидива данного заболевания у курируемого больного.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: