Цель занятия: 1. Изучить особенности течения врожденных и приобретенных анемий, познакомиться с современными методами диагностики, лечения и профилактики..
I. Основные вопросы для самостоятельного изучения.
I. Познакомиться с определение понятия анемия. 2. Классификация анемий в детском возрасте.
3. Изучить особенности возникновения анемий в зависимости от острой или хронической кровопотери, вследствие недостаточности эритропоэза (типы Фанкони, Домешека-Эстрена, Блекфена-Дайемонта, мегалобластические, микроцитарные). Познакомиться с наследственными гемолитическими анемиями: а) мембранопатии, ферментопатии, дефекты структуры цепей глобина; приобретенными: иммунопатологические (изоиммунные, аутоиммунные и неиммунные (инфекционные), анемии смешанного генеза. 4. Ознакомиться с морфологической классификацией анемий. 5. Этиопатогенез, клинические проявления наиболее часто встречаемых форм анемий у детей раннего возраста: клинико-гематологические признаки дефицитных, гемолитических, гипо- и апластических, постгеморрагических анемий. 6. Ранние и поздние анемии недоношенных детей. Лечение дефицитных анемий и коррекция питания при них. 7. Показания и противопоказания к переливанию крови у детей при различных формах анемии. 8. Профилактика анемий в детском возрасте.
II. Самостоятельная работа в клинике.
Обследовать 3–4 больных с различными формами анемии. Сбор анамнеза и объективное исследование больных: 1. Исследование больного с дефицитной анемией 1-го или 2-го года жизни, родившегося доношенным: а) жалобы больного при поступлении в клинику и на день курации; б) анамнестические данные: состояние здоровья матери во время беременности, характер ее питания, характер вскармливания ребенка (одностороннее молочное или углеводное питание), перенесенные заболевания ребенка; обратить внимание на неблагоприятный преморбидный фон (рахит, экссудативно-катаральный диатез, хронические расстройства питания, тяжелые бытовые условия, нарушения санитарно-гигиенического ухода за ребенком и др.). Сделать заключение по анамнезу; в) объективное исследование по системам: бледность кожных покровов и слизистых оболочек, сухость кожи, ломкость ногтей и волос, вялость больного; изменения со стороны сердечнососудистой системы (тахикардия, систолический шум у верхушки сердца); изменения со стороны желудочно-кишечного тракта (нарушение или извращение аппетита, диспепсии и др.); размеры печени, селезенки и периферических лимфоузлов. Сделать заключение; г) результаты дополнительных лабораторных и инструментальных методов исследования: количество эритроцитов, гемоглобина, цветной показатель, изменение формы и величины эритроцитов, количество ретикулоцитов, тромбоцитов, лейкоцитарная формула, СОЭ; оценить осмотическую стойкость эритроцитов, кривую Прайс-Джонса, содержание железа и меди в сыворотке крови и т. д.; изучить данные ЭКГ, ФКГ, рентгеновского исследования грудной клетки, показатели кислотности желудочного сока и копрограммы; д) сформулировать развернутый клинический диагноз; е) обосновать комплексное рациональное лечение. 2. Обследование недоношенного ребенка 3–12 месяцев жизни, страдающего гипохромной анемией. Сравнить полученные результаты. 3. Обследовать больного гипопластической анемией в возрасте до 3–4 лет жизни: выяснить врожденный или приобретенный характер заболевания (оценить влияние физических, химических или медикаментозных факторов, влияние инфекции и аллергии); оценить результаты исследования костно-мозгового пунктата; наметить и обосновать лечение (стероидные гормоны, спленэктомия, пересадка костного мозга и др.). 4. Обследовать больного анемической формой гемолитической болезни новорожденного – ГБН по Rh или АВО несовместимости: выяснить групповую и резус-принадлежность родителей; оценить акушерский анамнез матери, наличие резус-антител в крови (проба Кумбса прямая и непрямая) и их титр; обратить внимание на резкую бледность ребенка, отсутствие выраженных изменений со стороны ЦНС и внутренних органов, низкий уровень эритроцитов и НЬ, высокое содержание ретикулоцитов и повышенное количество непрямого билирубина в сыворотке крови; обосновать лечение и прогноз.