Массаж детей различного возраста

Массаж оказывает благоприятное как местное, так и общее воздействие на организм.

Под его влиянием капилляры кожи расширяются, ускоряется циркуляция крови, улучшается питание, повышается мышечная сила, улучшается эластичность и подвижность связочного аппарата. Массаж оказывает тонизирующее влияние на центральную нервную систему.

У детей применяют приемы классического массажа, такие как поглаживание, растирание, разминание, легкое поколачивание, вибрация. Каждый вид массажа оказывает на организм свое особое физиологическое действие.

Поглаживание-это легкие скользящие движения ладонями или тыльной поверхности кисти.

Поглаживание оказывает на нервную систему успокаивающее действие, снимает болевые ощущения, вызывает расслабление мышц, расширяет сосуды кожи.

Растирание и разминание – это более сильное давление рук, чем поглаживание, оно воздействует не только на кожу, но и на мышцы, сухожилия, суставы.

Растирание лучше делать подушечками слегка согнутых пальцев, при этом производят действие наподобие растирания на коже вазелина или масла. Движения рук могут быть прямолинейными и круговыми, смещающими кожу. При прямолинейном растирании пальцы правой руки смещают кожу вверх, в то время как пальцы левой руки вниз, затем наоборот. При круговом (спиралевидном) растирании пальцы одной руки смещают кожу по часовой стрелке, пальцы другой руки – против, причем руки двигаются попеременно. Кольцевые растирания проводятся большим и указательным пальцами, охватив кольцом руку или ногу ребенка в области запястья или стопы. Можно добавить еще один прием растирания – пиление, которое выполняют ребром одной или обеих ладоней а противоположных направлениях на расстоянии 1-2 см друг от друга.

В практике детского массажа используют самые нежные варианты разминания: валяние, продольное разминание. Валяние выполняется прямыми ладонями обращенных друг к другу (массируемые мышцы помещают между ними); продольное разминание лучше делать одной рукой, при этом большой палец противопоставлен ладони. Движения должны быть мягкими, ритмичными, в среднем темпе (напоминают движения рук при замесе теста). Необходимо избегать рывков и защипывания между пальцами.

Для укрепления мышц применяют стимулирующие приемы: поколачивание, прищипывание, которое надо делать быстро, ритмично и легко.

Поколачивание производят тыльной поверхностью одного пальца, затем двух и больше («пальцевый душ»). Оно оказывает в основном рефлекторное действие, улучшает питание глубоколежащих мышц.

Вибрация действует рефлекторно на внутренние органы, усиливает обмен веществ. Применяется главным образом для детей с избыточным весом.

При проведении массажа детям грудного возраста необходимо помнить, что у младенца, особенно в первые месяцы, кожа сухая, тонкая, легко ранимая. Поэтому в начале приемы массажа должны быть щадящими (поглаживание), потом постепенно можно вводить и другие: растирание, легкие ударные приемы (поколачивание 1-2 пальцами), разминание. Медленно нарастают интенсивность и длительность процедуры.

Во время массажа тело ребенка должно находиться в горизонтальном положении (лежа), а при массаже конечностей они должны быть в свободном, слегка согнутом состоянии. При массаже ног следует избегать толчков в коленные суставы, огибая коленную чашечку, не затрагивая переднюю поверхность голени и внутреннюю поверхность бедра. При массаже живота необходимо щадить область печени и не задевать половые органы; при похлопывании спины – щадить область почек. Массаж любой части тела следует начинать и заканчивать поглаживанием, поглаживание также выполняется между другими приемами.

Принципы организации занятий:

1) Массаж лучше всего проводить на специальном столе высотой 75 см и шириной 70-80 см, подстелив сложенное одеяло или пеленку. На время занятия с ребенка снимают всю одежду, Проводить занятия лучше в хорошо проветренном помещении, температура воздуха должна быть не ниже 20-21С. В летнее время занятия лучше проводить в более прохладные часы дня во избежание перегревания ребенка.

2) Массаж и гимнастика не должны проводиться сразу после еды, непосредственно после ночного сна или перед едой, когда ребенок голоден. Начинать массаж следует не ранее 40-45 минут после кормления.

3) Массаж и гимнастика должны доставлять ребенку удовольствие. Недопустимо заниматься с плачущим ребенком.

4) Массаж служит прекрасной подготовкой к упражнениям, поэтому массаж всегда должен предшествовать упражнениям.

5) Перед занятием медицинская сестра должна коротко остричь ногти, вымыть руки теплой водой с мылом, снять кольца и часы. Пользоваться тальком или вазелином при массаже у детей не следует, чтобы не засорить поры кожи.

При заболеваниях детям проводят лечебный массаж.

Существует большое разнообразие приемов, однако в лечебном массаже используют в основном четыре группы приемов: поглаживание, растирание, разминание, вибрации. Основные приемы массажа дополняют вспомогательными.

Техника исполнения приемов и преимущественное физиологическое влияние в том или другом направлении позволяют осуществлять более дифференцированное влияние на функции организма. Поэтому массажные приемы обычно не применяются самостоятельно, а лишь в зависимости от цели массажа.

Сочетание воздействий, их варианты используют в зависимости от исходного состояния организма, выраженности и особенностей патологического процесса, корригируют с учетом ответных реакций организма. Подбор комплексов приемов и общая дозировка при массаже зависят от терапевтических, гигиенических или спортивных задач в каждом отдельном, конкретном его применении.

Массаж может быть общим, когда воздействия направлены на всю поверхность тела, и местным, когда массируется часть тела – кисть, коленный сустав и так далее.

Лечебный массаж является эффективным средством активной функциональной терапии. В сочетании с лечебной физкультурой его применяют в клинической практике комплексного лечения заболеваний внутренних органов, нервной системы, хирургических и гинекологических заболеваний, при заболеваниях уха, горла, носа, глаз, зубов, десен, заболеваниях кожи.

Лечебный массаж практикуют во всех лечебно-профилактических учреждениях. В настоящее время его включают в систему средств медицинской реабилитации, направленных на восстановление здоровья.

Лечебный массаж бывает мануального типа и аппаратный массаж (вибрационный, гидромассаж, вакуумный и так далее).

Физические лечебные факторы, действуя силой своих раздражителей, способствуют накоплению в клеточных структурах энергетического потенциала, что повышает резистентность организма. Применяемые многократно в постепенно нарастающих дозах, они тренируют механизмы защиты и резервные силы организма, закаляют и повышают его жизнедеятельность. Способствуют образованию в организме биологически активных веществ, они повышают его иммунитет, оказывают, в зависимости от специфичности и силы, противовоспалительное, бактерицидное, десенсибилизирующее действие. Не вызывая болезненных ощущений, физические и лечебные факторы обладают успокаивающим, болеутоляющим и антисептическим действиями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: