Природа сознания и его происхождение

Проблема сознания играет ключевую роль в философии, потому что непосредственно определяет понимание места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с ним. Она затрагивает исходные мировоззренческие и методологические принципы любого философского учения, ибо предполагает постановку и решение центрального философского вопроса об отношении сознания к бытию. В настоящее время актуальные вопросы общественного развития (информационные технологии, искусственный интеллект, генная инженерия, образование, воспитание и т.д.) оказываются органически связанными с изучением природы и возможностей сознания.

Трудности решения проблемы сознания вытекают из того обстоятельства, что сознание не существует как отдельный предмет, вещь или процесс, его нельзя описать с помощью методов познания, используемых в естествознании.

Сознание – это реальность, которая существует одновременно и только в рамках содержательной связи и с миром, и с человеком. Сложности постижения загадки сознания продиктовано и тем обстоятельством, что разделение материального и духовного, физического и психического не является непосредственно данным и самоочевидным, фиксируемым на уровне чувств.

Философский подход к сознанию, в отличие от других наук, является мировоззренческим. Отвлекаясь от конкретных характеристик психических процессов, философия стремится определить онтологический статус сознания (духовного), его сущность и происхождение. Эволюция философских представлений о сознании была тесно связана с господствующими в обществе той или иной исторической эпохи мировоззренческими установками, которые формировали различное понимание сознания.

В античности(Демокрит, Платон, Аристотель и др.) принцип космоцентризма определял реалистический подход философов к внешнему миру: предмет познания существует до того, как он зафиксирован органами чувств, и продолжает существовать в неизменном виде и после акта его восприятия. Сознание интерпретировалось посредством образа «восковой дощечки», на которой внешние объекты в ходе контактов с ней оставляют «след». Признание первичности воздействия внешнего мира на мир внутренний определяет главную характеристику сознания – направленность на объект.

В средние века (Августин, Фома Аквинский и др.) принцип теоцентризма диктовал выдвижение на передний план другой стороны сознания – умение человека концентрировать внимание на своем внутреннем духовном опыте, переживании своей связи с Богом. Христианская идея спасения выдвигает задачу преображения внутреннего мира человека по образу и подобию Бога. Сознание рассматривается как двойственное состояние «Я»: ему непрерывно нужно соотносить жизнь человека с земными требованиями и религиозными заповедями. В акте сознания выделяется способность понимать, что человек создан по образу и подобию Бога, поэтому должен, исходя из этого фундаментального факта, выстраивать свою жизненную судьбу. В структуру сознания вводится время как четкое противопоставление настоящего, прошлого и будущего.

В Новое время принцип антропоцентризма обусловливал истолкование сознания как состояние субъекта, личности, человека. Сознание – это некое вместилище идей и образов предметов и явлений до того, как оно включится в отношения с миром. Сознание отождествляется с мышлением, его содержание сводится к предметному содержанию – логическим операциям мышления со свойствами предметов, при этом только таким операциям, которые могут быть рационально воспроизведены, развернуты в логические положения (Декарт, Лейбниц). Все эмоции, переживания внутреннего опыта человека выносятся за рамки анализа сознания.

Новоевропейская философия делала акцент на таком аспекте сознания, как воображение, которое конструирует окружающую действительность. Она утверждала, что научное познание становится возможным не на основе описания того, что дано в опыте, а на основе искусственного конструирования в эксперименте (а это предполагает использование математики) того, что исследуется. Согласно суждениям И. Канта, поток ощущений, вызванных внешним воздействием на наши органы чувств, опредмечивается действием слепой бессознательной силы продуктивного воображения. Носителем этой силы является надындивидуальный (трансцендентальный) субъект, благодаря чему люди созерцают пространственно-временной мир, общий для всех. Сознание выступает в качестве условия возможности познать и творить внешний мир вещей и явлений, определяемый его структурами.

В философской традиции большой вклад в понимание фундаментальных признаков сознания внесли представители идеалистических учений (Платон, Аристотель, Дж. Беркли, И. Кант, Г. Гегель и др.). Они выявили социальный характер мышления, общественную и индивидуальную природу сознания, активно-творческую сущность сознания, обосновали принципиальную несводимость духовных явлений к физическим процессам. Но идеализм не смог до конца раскрыть действительную природу сознания, специфические отличия идеальных явлений от материальных, а главное, ответить на вопрос о происхождении сознания, постулируя его вечное существование.

Отстаивая субстанциональный характер сознания, философы-идеалисты абсолютизировали противопоставление материи и духа. Логика субъективно-идеалистического подхода приводила к позиции солипсизма (от лат. единственный и сам),признающей в качестве несомненно данного лишь собственный субъективный опыт, а все существующее (тело, физические предметы, другие люди) – частью этого опыта. Позиция солипсизма явно противоречит фактам обыденного опыта и принципам научного познания, поэтому она никогда не проводилась последовательно сторонниками субъективного идеализма. Например, Р. Декарт и Дж. Беркли прибегают к понятию Бога для доказательства существования внешнего мира, а Д. Юм – к понятию веры для обоснования реальности внешнего предметов и других людей.

В противоположность идеалистическим воззрениям, метафизический материализм (Б. Спиноза, П. Гольбах, Л. Фейербах) опирался на идеи гилозоизма (отгр. вещество и жизнь) и панпсихизма (от гр. все и душа), согласно которым вся материя одушевлена и обладает определенным набором психических свойств, при этом человеческое сознание трактовалось как особая сложная и высшая форма живой материи. Нередко игнорирование диалектической связи между материей и сознанием приводило к вульгарно-мате-
риалистическому
истолкованию сознания – полному отождествлению идеальных и материальных процессов, игнорированию особенностей психического (Л. Бюхнер, К. Фогт).

Сущность диалектико-материалистического подхода к сознанию заключается в рассмотрении любых его феноменов как обусловленных реальными формами жизнедеятельности людей. Признавая содержательное единство бытия, создатели диалектического материализма (К. Маркс, Ф. Энгельс) приоритет отдавали бытию (социальным связям и условиям, в которых живет человек). Сознание как процесс определяется не столько субъективными, психологическими характеристиками отдельных индивидов (даже выдающихся), сколько положением человека в системе общественных отношений, всеобщими формами социальной деятельности.

Диалектико-материалистический подход к решению проблемы сознания, исходя из первичности бытия над духом, не отрицает «пронизанности» сознанием способа человеческого существования в мире. Вторичность сознания по отношению к бытию означает, что сознание выступает элементом бытия как более широкой системы, необходимым условием и средством «вписывания» человека в эту систему. Противоположность материи и сознания признается абсолютной только в пределах гносеологии, когда ставится вопрос о содержании человеческого мышления: конструирует мышление мир, согласно своим законам, или законы мышления есть отражение законов мира?

Диалектико-материалистическая философия, исходя из принципа материального единства мира, рассматривает сознание как свойство высокоорганизованной материи. Человек сознает при помощи мозга, но сознание не функция самого по себе мозга, а функция определенного типа взаимоотношений человека с миром – коллективной, практически-преобразовательной деятельности людей. Сознание есть особая форма регуляции и управления отношением людей к окружающей действительности и самим себе.

Последовательное проведение принципа материалистического монизма требует выявления генетических истоков сознания в тех формах организации материи, которые предшествуют человеку в ходе ее эволюции. Связывающим материю и сознание звеном в диалектико-материалистической концепции выступает отражение – всеобщее свойство материи, способность материальных предметов и систем воспроизводить в своих изменениях особенности других предметов и систем в процессе взаимодействия с ними. Всеобщность отражения как фундаментального свойства всей материи определяется универсальностью материального взаимодействия.

Решающим шагом в эволюции материи от неживой к живой, а затем и к материи, обладающей психикой и сознанием, было возникновение информационного отражения, связанного с активным использованием результатов внешних воздействий для ориентации в действительности. Его главными признаками выступают избирательность (активный отбор факторов внешней среды) и опережающий характер («преднастройка» поведения организма по отношению к будущим событиям). Определяющим фактором в возникновении и развитии форм отражения в живой природе и сознания является специфический тип взаимоотношений носителей форм отражения с окружающей средой.

Исходной формой в живой природе выступает раздражимость – способность организма к простейшим реакциям в ответ на действие определенных раздражителей. Например, растение открывает и закрывает свои лепестки под влиянием света и тени. Следующая форма отражения в живой природе – ч увствительность (способность к ощущению). Она специфична для животного мира и предполагает способность реагировать не только на факторы внешней среды, имеющие биологическое значение для организма, но и на нейтральные для организма факторы, которые несут жизненно важную для него информацию, выступая в качестве сигнала. Так, амеба, реагируя на свет и двигаясь к нему, получает доступ к пище, находящейся в освещенной части бассейна и отсутствующей в затемненной.

Следует подчеркнуть, что в ходе развития форм отражения в живой природе возрастает роль внутренней работы организма по переработке информации внешнего воздействия (мобилизация, настройка организма на решение жизненных задач). Такая тенденция эволюции отражения в живой природе привела к формированию особой материальной структуры – нервной ткани, развивающейся в сложные нервные системы. Нервная система стала основой нейрофизиологического отражения, которое обеспечивает осуществление сложных схем оповещения, включающих систему организованной последовательности действий организма, лишь, в конечном счете, направленную на достижение жизненно значимой цели. Данные современной науки свидетельствуют, что наличие нервной системы позволяет живому существу быть не просто пассивным регистратором внешних воздействий, а активно строить свое поведение и реализовывать его в окружающей среде, адекватно как ее требованиям, так и внутренним целям и потребностям организма.

Свойственная любому отражению в живой природе диалектика внутренней активности организма и внешнего воздействия среды получает наиболее полное выражение на стадии психического отражения. Основой психических форм отражения служит ориентировочная деятельность живого существа по обследованию реальной объективной ситуации. Результатом психического отражения является психический образ, который строится благодаря прослеживанию живым существом новых для него связей и отношений между предметами внешнего мира. Содержанием образа выступает схема действия, траектория движения, программа поведения организма в окружающей среде, которая позволяет ему решить стоящие перед ним задачи. Важно отметить, что психический образ заключает в себе не только чисто познавательный аспект, но всегда предполагает эмоциональные процессы (оценку ситуации), деятельность памяти и активность волевых усилий живого существа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: