Человек как индивидуальный феномен

Философский анализ человека предполагает выделение не только универсальных, родовых его характеристик, но и рассмотрение человека в качестве индивидуального феномена. Общество – это богатое многообразие человеческих существ, из поступков которых сплетается реальная ткань исторического процесса. Конкретизация природы человека в философии осуществляется в ходе раскрытия понятий «индивид», «индивидуальность», «личность».

Термин «индивид» употребляется для обозначения всякого отдельного представителя человеческого рода, социального целого. Различие между людьми как индивидами – это различие между общественными группами, к которым они принадлежат, различие в том, насколько признаки группы выражены в ее представителях. С помощью понятия «индивид» подчеркивается исходная зависимость каждого отдельного человека от социальных отношений, в которых он живет и формируется (от объективного социального положения, характера включения в общественное производство, ведущего материального интереса группы и т.д.).

Однако характеристика индивида как продукта социальных условий не означает абсолютной зависимости поведения людей от них. Относительная независимость поведения человека от первоначально обусловливающих его факторов, способность быть ответственным и обладать социальной значимостью фиксируются посредством понятий «индивидуальность» и «личность». Эти понятия близки по смыслу, но раскрывают различные аспекты социально значимых качеств человека.

Понятие «индивидуальность» характеризует своеобразное и уникальное, отличающее данного человека от других людей (яркая, оригинальная). При этом речь идет о целостной характеристике отдельного человека в самобытном многообразии его свойств, социально значимых качеств. В самом общем плане индивидуальность есть особенное, характеризующее данную единичность в ее качествах, отличиях; противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной их части.

Начиная с эпохи Возрождения, идея индивидуальности отдельного человека в противоположность традиционным общественным связям и установлениям становится исходной точкой новоевропейского индивидуализма. Проблема индивидуальности рассматривалась в немецком романтизме XIX в. (Ф. Шлегель, Новалис, И. Гете и др.) и позднее в восходящей к нему по своим духовным истокам философии жизни (Ф. Ницше, В. Дильтей). Индивидуальность не только обладает разными способностями, но и представляет их некую уникальную и органичную целостность. Для образования индивидуальности необходимы многообразные и целенаправленные усилия самого человека. Индивидуальность подводит деятельность человека под меру неповторимости и своеобразия, многосторонности и гармоничности.

Личность (от лат. персона)– уникальная, духовно-телесная целостность, выражающая отдельного человека, выступающего в качестве субъекта жизнедеятельности, обладающего самосознанием, свободой и ответственностью за свой жизненный выбор. Понятие личности делает акцент на сознательно-волевом начале в человеке (сильная, независимая, энергичная). Как индивидуальность человек выражает себя в продукте своей деятельности, а как личность – в поступках и поведенческих актах. В европейской философии существует прочная традиция персонализма – учения, согласно которому личность рассматривается как высшая ценность (Августин, И. Кант, М. Шелер, Н.А. Бердяев и др.).

При всем разнообразии теорий личности именно многомерность личности признается ее сущностью. Человек выступает здесь в своей целостности:

1) как участник исторического процесса, носитель социальных ролей и программ социотипичного поведения, субъект выбора индивидуального жизненного пути, в ходе которого им осуществляется преобразование природы, общества и самого себя;

2) как диалогичное и деятельностное существо, сущность которого порождается, преобразуется и развивается в совместном существовании с другими людьми;

3) как субъект свободного, ответственного, целенаправленного поведения, выступающий в восприятии других людей и в своем собственном в качестве ценности и обладающий относительно автономной и устойчивой системой многообразных и неповторимых индивидуальных качеств.

Личность представляет собой инициатора последовательного ряда жизненных событий, реализующего свой «проект» судьбы. Достоинство личности определяется, прежде всего, тем, что она взяла под свою ответственность. Личностное бытие есть постоянные усилия человека по самостроительству, связанные с риском не состояться, объективной оценкой поступков и анализом внутренних мотивов поведения (рефлексия). Не быть личностью – это значит уклониться от самостоятельного выбора и ответственности, согласиться на мелочный начальственный контроль и опеку. Таким образом, в понятии личности отражается ключевая характеристика человеческого бытия – возможность. Человек самовопроизводит себя, он «есть» лишь в той мере, в какой он делает себя тем, что он есть. Человек есть то, что он из себя делает.

Личностная независимость от общества не может быть аморальной или нигилистической. Личностная автономия индивида, умение управлять собой, строить свою жизнь как осмысленное и последовательное поведение может утвердиться только на определенном нравственном базисе. Лишь тот, у кого есть нравственные принципы, способен к независимому целеполаганию и выстраиванию устойчивой жизненной стратегии. Благодаря становлению целостной личности человека его деятельность строится уже не столько на основе непосредственных внутренних побуждений и внешних стимулов, сколько на основе длительной смысловой перспективы жизненного мира. Исходной формой личностного усилия является свободное подчинение общечеловеческим нравственным запретам («не убий», «не укради» и др.), а развитой формой – работа по определению смысла жизни, созданию целостного представления о должном.

Важнейшей проблемой взаимодействия личности и общества является проблема диалектики исторической необходимости и свободы личности. Полное отрицание свободы человека ведет к фатализму – признанию предопределенности жизненного пути индивида, истории народов и государств. Признание абсолютной свободы человека приводит к волюнтаризму –утверждению в обществе и истории господства случайности и субъективного произвола.

Диалектическое понимание соотношения исторической необходимости и свободы личности требует учета того обстоятельства, что деятельность людей направляется не только внешними факторами, но и внутренними побуждениями. Одинаковые причины влекут за собой разные следствия, ибо своеобразно преломляются во внутреннем мире разных людей. В повседневном бытии люди сталкиваются с конкретным воплощением исторической необходимости в виде существующих независимо от их сознания естественных условий жизнедеятельности (природных, экономических, социальных и др.), во многом определяющих круг человеческих интересов и стремлений. Тем самым признается относительный характер свободы, наличие границ ее существования.

Люди обладают свободой в определении целей своей деятельности (выбор возможностей развития), выборе средств их достижения, формировании своего отношения к окружающей действительности. Свобода личности заключается не в воображаемой независимости от объективных законов природы и общества, а в способности разумно (со знанием дела) выбирать свою линию поведения среди набора альтернативных возможностей и нести за свой выбор моральную и социальную ответственность. Свобода выступает как основа достоинства человека и одновременно как тяжелое бремя, связанное с грузом ответственности. Зрелая личность способна управлять своей жизнедеятельностью, подчиняя ее логике жизненной необходимости, стратегическим жизненным целям, представленным в единой ценностно-смысловой перспективе.

В целом соотношение понятий «индивид» (продукт антропогенеза), «индивидуальность» (индивид, преобразующий мир) и «личность» (индивид, усвоивший социально-исторический опыт) можно выразить формулой: «Индивидом рождаются. Индивидуальность отстаивают. Личностью становятся».

Исследуя возможности и условия совершенствования мира, философия устанавливает ценностную иерархию человеческого бытия, определяя, что и в какой мере возвышает человека, а что тормозит и блокирует его рост. Природа человека в философии трактуется как противоречивая (антиномичная), заключающая в себе противоположно направленные свойства и возможности: качества и способности человека, способствующие его совершенствованию (милосердие, любовь, доброта и т.д.), и свойства, препятствующие его движению к совершенствованию (слабость, эгоизм, конечность, смертность и т.д.). Наиболее остро антиномичность природы человека проявляется в конфликте духа и тела. Природа и сущность человека взаимосвязаны, хотя между ними имеется и различие – природа человека дана, а сущность человека задана как программа реализации лучших возможностей человеческой природы. Поиски стратегии жизненного пути непосредственно выводят на проблему смысла жизни, высшего призвания человека, составляющего его сущность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: