1. Начало познания – это чувственная способность.
2. Внешние впечатления организм запечатлевает в виде образов «фантазии» (представления памяти и воображения). Они соединяются по законам ассоциаций трёх видов – смежности, сходства и контраста.
3. Теоретический и практический разум.
4. Трактовка высших, специфически человеческих форм психики принимала идеалистический характер. Иерархия уровней познавательной деятельности завершается у Аристотеля «верховным разумом», который не смешивается ни с чем телесным и внешним.
Учение Аристотеля о космическом «уме» — нусе, созерцающем и мыслящем самого себя, т. е. являющемся «мышлением мышления», послужило главным источником концепции нуса в неоплатонизме как одной из основных субстанций бытия. Латинский перевод термина «нус» — интеллект.
Основной вклад Аристотеля в психологическую науку.
· Преобразовал ключевые объяснительные принципы психологии: системности (организации), развития, детерминизма.
· Ввел в психологию в качестве важнейшего объяснительного принципа идею развития: в развитии каждого человека повторяются те ступени, которые прошел за свою историю весь органический мир. Впоследствии это было названо биогенетическим законом.
|
|
· Открыл особую область психических образов, которые возникают без прямого воздействия предметов на органы чувств - «фантазии». Сейчас эти образы принято называть представлениями памяти и воображения.
· Предложил законы ассоциации трех видов: смежности, сходства и контраста. Предложенные Аристотелем законы стали основой ассоциативного направления в психологии.
Значение античной философии в развитии психологического знания: сформулированы ведущие проблемы психологии –
1. вопрос о субстанции, о мире и душе (материализм и идеализм);
2. о познании (сенсуализм и рационализм);
3. о свободе и регуляции поведения (эмоциональная регуляция и регуляция на основе разума).
Литература.
1. Аристотель. О душе. Соч: в 4 т. М., 1974 - 1984 т.1.
2. Асмус В.Ф. Платон. М., “Мысль”, 1975
3. Виц Б.Б. Демокрит. М., “Мысль”, 1979.
4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979
5. Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней. Учебник. М.,1990.
6. Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона // Платон. Собр. соч. В 4 т. М., 1990. Т.1. с. 3-63.
7. Марцинковская Г.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. Москва-Воронеж, 1995.
8. Платон. Федон //Платон. Соч. В 3 т. М., 1970. Т.2 С. 11- 94
9. Платон. Менон //Платон. Соч. В 4 т. М., 1990. Т.1 С. 575-612
10. Платон. Гиппий Больший //Платон. Соч. В 4 т. М., 1990. Т.1 С. 386-417
11. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. Хрестоматия. М.”Наука” 1994.
12. Чанышев А.В. Аристотель. М., “Мысль”, 1987.
13. Ярошевский М.Г. История психологии. Учебник. М.”Мысль” 1976-1985г.
14. Лурье С.Я. Демокрит. Л., 1970.