Выписка из Приказа МЗРФ № 375 ОТ 18. 12. 1997 г. 8 страница

Мен и нго кокковая инфекция

Менингококковая инфекция — острое инфекцион­ное заболевание, вызываемое менингококком и харак­теризующееся разнообразием клинических форм (ме-нингококковый назофарилгит, женингококкцезния, ме-нингококковый менингит).

Возбудитель заболевания — менингококк. Его осо­бенностью является малая устойчивость во внешней среде (вне организма человека сохраняется в тече­ние ВО минут) и способность продуцировать силь­ный эндотоксин.

Механизм передачи — воздушно-капельный (в свя­зи с малой устойчивостью заражение происходит при близком и длительном общении). Возможно внутри­утробное заражение.

Инкубационный период короткий и колеблется от 2 до 10 дней.

Клиническая картина заболевания зависит от фор­мы менингококковой инфекции.

Типичные клинические признаки:

менннгококковый иазофарингит:

- катаральные явления: першение в горле, ка­шель, насморк, гиперемия зева;

К. Зак. 42



Педиатрия для фельдшера


Инфекционные болезни у детей




               
   
 
   
   
 
 
 

- типичная поза (лежат на боку, запрокинув го­лову и поджав ногя к животу) (рис. 41).

• менингококкцемия:

- острое начало с появлением выраженных и на­
растающих симптомов интоксикации (70% родителей
точно указывают час начала заболевания);

- геморрагическая, звездчатая сыпь с некрозом в
центре, максимально локализующаяся на ягодицах, ди-
стальных отделах рук и ног (рис. 40);

— развитие симптомов острой надпочечниковой
недостаточности (при кровоизлиянии в надпочечники);

• менингококковый гнойный менингит:

—повышение температуры до 39-40°С;

—сильная головная боль;

—гиперестезии;

—многократная рвота, не приносящая облегчения;

—судороги (наиболее часто у детей раннего воз­
раста);

—ригидность затылочных мышц;

—выбухание, напряжение большого родничка у
грудных детей;

—положительные менингеальные симптомы Кер-
нига, Брудзинского (на первом году жизни эти симп­
томы часто отсутствуют);


Рис. 41. Типичная поза ребенка при менингите

Основным методом специфической диагностики, имеющим наибольшее практическое значение, являет­ся бактериологическое исследование слизи из носог­лотки, ликвора {материал необходимо доставлять в лабораторию при температуре ЗТС).

При наличии гнойного менингита показана спин­номозговая пункция (ликвор вытекает под давлени­ем, мутный, содержит повышенное количество белка, имеет нейтрофилъный цитоз).

При лечении менингококковой инфекции обяза­тельно назначаются антибиотики в больших дозах (препаратами выбора являются пенициллин, левами-цетин). Применение высоких доз диктуется необхо­димостью их проникновения через гематоэнцефали-ческий барьер.

Одновременно проводится детоксикациопная (на фоне дегидратации), симптоматическая терапия, при назофарингите — местное лечение.

После перенесенного заболевания остается прочный иммунитет, повторные случаи менингококковой инфек­ции встречаются редко.



Педиатрия для фельдшера


Инфекционные болезни у детей




                                 
   
 
   
     
 
 
   
     
       
     
           
 
 
 
 
 
 

Комплекс профилактических мероприятий заклю­чается, прежде всего, в выявлении бактерионосителей, больных менингококкояой инфекцией и проведен:;:-! полного объема мероприятий с больными и контакт­ными. Наряду с этим, важное значение имеет частое гроветризапие помещений, предотвращение скученно­сти людей, ежедневная влажная уборка, соблюдение «дисциплины кашля», санация ЛОР-оргаков, повыше­ние неспецифического иммунитета детей. Методом специфической профилактики является введение ме-нингококковой вакцины по эпидпоказаниям.

Мероприятия с больным

1. Госпитализация больно­
го обязательна

2. Больной изолируется до
клинического выздоровла-
ния

3. Организуют масочный
режим при уходе за боль­
ным, ежедневное провет­
ривание, влажную уборку
палаты

4. Реконвапесценты менин-
гококгавой инфзкции до-
пуска.ются в детские учре­
ждения после отрицатель­
ного результата баксбспе-
дозания


Мероприятия с контактными

1. Выявить всех контактных

2. Установить карантин на
10 дней (карантин можно
снять npii отсутствии новых
случаевззболевания)

3. Ввести нормальный им­
муноглобулин внутримы­
шечно не позднее 7 дня с
момента контакта

4. Взять мазок из носоглот­
ки на менингококк и про­
вести меролриятия в зави­
симости от полученных
результатов:

отрицательный - допус­тить в коллектив; «здоровое носительствО!) - изоляция +"лечение сульфаниламидами 3 дня + санация ЛОР-органоа

5. Установить наблюдение
за контактными (термомет­
рия, осмотр носоглотки,
кожных покровов, учет
симптомов


Специфи­ческая про­филактика

Проводится меииг-токок-коаой вак­циной (под­кожно) толь­ко по

эпидпоказа­ниям


Коклюш

Коклюш — острое инфекционное заболевание, ха­рактеризующееся затяжным течением, ведущим кли­ническим симптомом которого является спазматиче­ский кашель.

Заболевание вызывается палочкой Бордй-Жангу. Она неустойчива во внешней среде, не летуча. Образу­ет экзотоксин, который раздражает рецепторы дыха­тельных путей, что обусловливает приступообразный кашель и приводит к возникновению доминантного очага возбуждения в дыхательном центре ЦНС. При этом любые раздражители, не имеющие прямого отно­шения к кашлевому рефлексу {.шум, болевые ощуще­ния, осмотр зева), могут привести к возникновению приступа кашля.

Механизм передачи инфекции воздушно-капельный. Особенностью коклюша является высокая восприимчи­вость к нему детей, начиная с первых дней жизни.

В течении болезни различают инкубационный, ка­таральный период-, период спазматического кашля и разрешения болезни/Инкубационный период со­ставляет 3—15 дней. Особенностью коклюша явля­ется постепенное нарастание клинических симпто­мов, достигающих наибольшей выраженности спус­тя 2-3 недели после появления первых признаков заболевания.

Типичные клинические признаки коклюша:

я упорный прогрессирующий кашель, постепенно переходящий в приступы спазматического кашля е репризами, которые усиливаются ночью и закапчи­ваются выделением небольшого количества вязкой прозрачной мокроты, иногда рвотой (чем легче про­текает коклюш, тем реже бывает рвота) {рис. 42);




Педиатрия для фельдшера


 

Инфекционные болезни у детей

После перенесенного коклюша длительное время мо­жет сохраняться кашлевая доминанта, в результате чего приступы кашля могут возвращаться в течение несколь­ких месяцев, особенно если ребенок простудится или при физической нагрузке.

Характерна картина периферической крови боль­ного (выраженный лейкоцитоз сочетается с лимфо-цитозом при нормальной или замедленной СОЭ. Для выявления возбудителя заболевания используется бак­териологический метод ■— исследование на коклюш ме­тодом «кашлеаых плаетиноку).

Комплексное лечение коклюша предусматривает введение противококлюгдного иммуноглобулина в ка­честве специфического лечения, назначение антибио­тиков (предпочтение следует отдавать эритромици-



Примечание:

— спазматический кашель— это серия кашлевых
толчков, быстро следующих друг за другом на одном
выдохе;

- реприз — резкий судорожный вдох после спазма­
тического кашля, сопровождающийся свистящим про­
тяжным звуком. У грудных детей реприз часто заме­
няется апноэ = остановкой дыхания.

• одутловатость лица, кровоизлияния в склеры;

• язвочка па уздечке языка (вследствие ее трав­
мирования о края зубов, так как во время приступа
кашля язык до предела высовывается наружу, кончик
его загибается кверху);

удовлетворительное состояние ребенка в меж-
приступный период.

Коклюш нередко осложняется бронхитами, отитом, пневмонией, выпадениями прямой кишки, пупочной и паховыми грыжами.


Мероприятия с боль-"

1. Госпитализация не
обязательна

2. Изоляция больного
30 дней от начала
заболевания

3. Организуют масоч­
ный режим при уходе
за больным, регуляр­
ное проветривание,
влажную уборку по­
мещения


Мероприятия с кон­тактными

1. Выявить всех кон­
тактных

2. Установить каран­
тин на 14 дней (каран­
тин предусматривает­
ся только для детей
до 7 пет)

3. «Контактным» де­
тям первого года жиз­
ни, ослабленным де­
тям ввести внутри-
мышечно противокок-
люшный иммуногло­
булин

4. Установить наблю­
дение за контактными
(выявить группу каш­
ляющих)

5. Обследовать каш­
ляющих детей мето­
дом "кашлевых пла­
стинок"


Специфическая про­
филактика_____

1. Вакцинация прово­
дится терехкратно с
интервалом 30 дней
АКДС-вакциной

Vi 3 мес, \!г 4 мес Уз 5 мес

2. Ревакцинация
R 18 мес.

Помнить!

АКДС-вакцину вво­дить только внутри­мышечно


232 Педиатрия для фельдшера

пу, рулиду), широкое использование кислорода. Прово-, дитоя симптоматическое лечение.

После перенесенного коклюша остается стойкий иммунитет, сохраняющийся в течепие всей жизни.

Профилактика коклюша направлена на три звена эпидемической цепи и включает необходимость выпол­нения полного объема мероприятий с больными и кон­тактными- (в случае контакта с больным коклюшем разобщению подлежат дети до 7 лет), частое провет­ривание помещений, предупреждение скученности лю­дей, обучение детей «дисциплине кашля*, повышение неепецифического иммунитета.

Специфическая профилактика коклюша проводится комплексным препаратом АКДС-вакцикоЙ. Развернув­шаяся в последние годы в нашей стране полемика о вреде вакцинации АКДС-вакциной отрицательно отразилась на прививочной работе. Резко возросло число отказов роди­телей от ее проведения. Опасения родителей, связанные с угрозой вредного воздействия мертиолята, содержащегося в вакцине, не обоснованы. Качество АКДС-вакцины в пос­ледние годы значительно возросло и по евой!й свойствам она не уступает вакцинам, выпускаемым в других стра­нах. Есть все основания полагать, что планомерное прове­дение активной иммунизации позволит увеличить охват детей прививками и снизит распространение коклюша.

Ветряная оспа

Ветряная оспа — высококонтагиозное инфекцион­ное заболевание, характеризующееся появлением на коже и слизистых оболочках сыпи в виде пузырьков с прозрачным содержимым.

Возбудитель заболевания — вирус ветряной оспы, который близок к вирусу герпеса и неотличим от


 

Инфекционные болезни у детей

возбудителя опоясывающего герпеса. Вирус ветряной оспы не устойчив в окружающей среде, обладает выра­женной летучестью (способен распространяться с током воздуха на значительные расстояния: в сосед­ние комнаты, через коридоры и лестничные площадки в другие квартиры, по вентиляционной системе с ниж­него этажа на верхний).

Ветряная оспа относится к числу наиболее распро­страненных заболеваний в детском возрасте. Прак­тически все население переболевает ею в возрасте до 10-14 лет. Источником заболевания могут быть боль­ные ветряной оспой и опоясывающим герпесом. При­нято считать, что ветряная оспа — это проявление пер­вичной инфекции.в восприимчивом к вирусу орга­низме, тогда как опоясывающий герпес представляет собой реактивацию патогенной инфекции в иммун­ном организме.

Механизм передачи инфекции — воздушно-ка­пельный.

При возникновении ветряной оспы в последние дни беременности возможна врожденная ветряная оспа {все случаи болезни, возникающие до 11 дней, следует счи­тать врожденной ветряной оспой).

Инкубационный период продолжается от 11 до 21 дня. В типичных случаях болезнь протекает легко.

Типичные клинические признаки ветряной оспы:

* везикулярная сыпь:

-появляется «толчками», сопровождающимися повышениями температуры;

- зудящая;

- локализуется па волосистой части головы, лице,
туловище, конечностях, слизистых оболочках (отсутству­
ет на ладонях и подошвах);

- в своем развитии проходит несколько стадий
(пятно — папула — корочка);


 
 

 

Педиатрия для фельдшера

" ложный полиморфизм сыпи (на коже одновре­менно имеются элементы сыпи на разных стадиях сво­его развития).

Развитие осложнений связано со вторичным инфи­цированием элементов сыпи (пиодермии, абсцессы, стоматиты, импетиго, конъюнктивиты, буллезная стрептодермия, рожа и др.).

Обычно эти осложнения встречаются у ослаблен­ных детей при нарушении гигиенического содержания кожи и слизистых оболочек.

Для специфической диагностики можно использо­вать выделение вируса (из ветря,ночных пузырьков) и серологические методы исследования. Диагностичес­кое значение этих методов в практической деятельно­сти невелико.

Лечение заболевания в основном симптоматическое и местное (пузырьки смазывают 1% спиртовым ра­створом бриллиантового зеленого или 1—2% раство­ром перманганата калия для лучшего подсыхания пузырьков и предупреждения их инфицирования).

В настоящее время доказано, что наилучший эффект удается получить при назначении противовирусных препаратов (ацикловир, виролекс, арабинозид и др.).

После перенесенной ветряной оспы остается проч­ный иммунитет на долгие годы. Возможно вторичное инфицирование, которое протекает в виде опоясываю­щего герпеса.

Специфическая профилактика ветряной оспы в на­шей стране не проводится. Неспецифическая - за­ключается в проведении комплекса мероприятий с боль­ными и контактными. В случае госпитализации боль­ного, его необходимо обязательно изолировать в мельцеровский бокс в связи с высокой летучестью воз­будителя. Следует оберегать детей от контакта с боль­ными простым и опоясывающим герпесом. К мерам


 

Инфекционные болезни у детей

 
    Специфиче-
Мероприятия с больным Мероприятия с контактными ская профи­лактика
1. Госпитализация не обя- 1. Выявить всех контактных Нет
зательна 2. Установить карантин на  
2. Изоляция больного до все детское учреждение  
5 дня после последнего на 21 день (карантин сни-  
высыпания мается, если нет новых  
3. Организуют масочный случаев заболевания вет-  
режим при уходе за боль- ряной оспой)  
ным, регулярное проветри- 3. Установить наблюдение  
вание, влажную уборку за контактными (термомет-  
помещения рия, осмотр волосистой  
  части головы, кожных по-  
  кровов и слизистых оболо-  
  чек)  
  4. «Контактным» ослаб-  
  ленным детям ввести  
  внутримышечно иммуног-  
  лобулин

профилактики ветряной оспы, как и любой воздуш­но-капельной инфекции, следует относить и частое проветривание помещений, проведение ежедневной влажной уборки, предотвращение скученности, обу­чение детей «.дисциплине кашля». С целью повыше­ния неспецифического иммунитета ребенка, необходи­мо следить за соблюдением режима, проводить зака­ливание, курсы витаминотерапии, осуществлять рациональное питание.

Корь

Корь — острое высококонтагиозное инфекционное заболевание, вызываемое вирусом и характеризующе­еся цикличностью течения.

Вирус кори не устойчив во внешней среде, обладает значительной летучестью (способен распространять­ся с током воздуха на значительные расстояния: в


Инфекционные болезни, у детей
 

236 Педиатрия для фельдшера

соседние комнаты, через коридоры и лестничные пло­щадки в другие квартиры, по вентиляционной систе­ме с нижнего этажа на верхний).

Механизм передачи инфекции воздушно-капель­ный.

Восприимчивость к кори чрезвычайно высока.

Инкубационный период кори продолжается от 7 до 17 дней, при введении иммуноглобулина может увели­чиваться до 21 дня.

В клинической картине выделяют три периода: катаральный (3-4 дня), период высыпания (3-4 дня) и период пигментации (4-5 дней).

Типичные клинические признаки кори:

" выраженные катаральные явления (частый, су­хой, иногда «лающий» кашель, обильные выделения из носа, гиперемия и разрыхленность слизистых оболочек ротоглотки);

• конъюнктивит, сопровождающийся светобоязнью;

• пятна Вельского—Филатова—Коплика (появляют­
ся за 1-2 дня до сыпи на слизистой оболочке щек на­
против малых коренных зубов в виде мелких белова­
тых точек, окруженных венчиком гиперемии, не сли­
ваются, их нельзя снять тампоном или шпателем);

• пятнисто-папулезная сыпь:

- склонна к слиянию;

- появляется этапно в 3 дня (лицо — туловище —
конечности) (рис. 43);

- появление высыпаний сопровождается повыше­
нием температуры, усилением интоксикации и ката­
ральных явлений;

- переходит в пигментацию (пигментация проис­
ходит этапно, в том же порядке, как появлялась сыпь,
к 7-9 дню от начала высыпания полностью исчезает).

Атипичной формой кори является митигированная корь, которой болеют привитые дети. Она имеет более



Рис. 43. Этаписють высыпания при кори: а — первый день; б — второй день; в — третий день

длительный инкубационный период, протекает легко, при нормальной ила небольшой температуре, с незна­чительно выраженными катаральными явлениями. Период высыпания укорочен, нарушена этапность их высыпания. Пятна Вельского—Филатова-Коплика ча­сто отсутствуют.

Основной опасностью кори, которая сохраняется и в настоящее кпемя, является развитие анергии {вто­ричного иммунодефицита). Это приводит к возникно­вению осложнений: бронхит, пневмония, стоматит, эн­териты, колиты, менингит, энцефалит и др.

Коревая анергия держится довольно длительно (3-4 недели н более).

Для специфической диагностики можно использо­вать вирусологические и серологические методы ис­следования. Диагностическое значение этих: методов в



Педиатрия для фельдшера


Инфекционные болезни у детей




практической деятельности невелико. Клинический метод диагностики является ведущим.

В большинстве случаев лечение проводится в до­машних условиях. В случае необходимости госпитали­зации, больной должен помещаться обязательно в мель-церовский бокс в связи с выраженной летучестью ви­руса кори.

В качестве специфического лечения назначается противокоревой иммуноглобулин. Проводится дстокси-кационная, симптоматическая терапия, местное лечение (конъюнктивита, катаральных явлений). Широкое использование антибиотиков при кори устраняет бакте­риальные процессы и таким образом как бы очищает корь от вторичных бактериальных осложнений.

После перенесенной кори вырабатывается прочный иммунитет.

Мероприятия с боль- Мероприятия с кон- Специфическая про-
ным тактными филактика
1. Госпитализация не 1. Выявить всех кон- 1. Поливалентная
обязательна тактных вакцина «Тримовакс»
2. Изоляция больного 2. Установить каран- (против кори, красну-
до 5 дня от начала тин на все детское хи, паротита) подкож-
высыпаний учреждение на 21 но
3. Организуют масоч- день (карантин сни- V 12-15 мес.
ный режим при уходе мается, если нет но- 2. Ревакцинация
за больным, регуляр- вых случаев заболе- R 6 лет
ное проветривание, вания корью)  
влажную уборку по­мещения 3. Установить наблю­дение за контактными Примечание:при
  (термометрия, осмотр отсутствии поли ва-
  кожных покровов, ле итной вакцины
  слизистых оболочек, можно ввести живую
  учет симптомов ин- коревую вакцину п/к
  токсикации) V 12 мес, R 6 пет
  4. «Контактным» ос-  
  лабленным детям  
  ввести внутримышеч-  
  но не позднее 3-5 дня  
  после контакта проти-  
  вокоревой иммуног-  
  лобулин  

Корь является заболеванием, в отношении которого в настоящее время имеются достаточно эффективные меры борьбы. Наиболее действенной в ограничении заболеваемости корью является активная иммуниза­ция, которая проводится живой коревой вакциной или сочетанкой вакциной против кори, краснухи, паротита.

Важным звеном профилактики является как мож­но более раннее выявление больных корью и попав­ших с ними в контакт детей и проведени комплекса мероприятий с ними. К мерам неспецифической про­филактики относится также регулярное проветрива­ние помещений, проведение ежедневной влажной убор­ки, предотвращение скученности, обучение детей «дис­циплине кашля». С целью повышения защитных сил организма необходимо следить за соблюдением режи­ма, проводить закаливание детей, курсы витаминотера­пии, осуществлять рациональное питание.

Краснуха — острое инфекционное заболевание, практически безвредное для детей, характеризующее­ся кореподобной сыпью.

Возбудитель заболевания вирус. Он нестоек во внеш­ней среде, не обладает выраженной летучестью.

Механизмы передачи инфекции — воздушно-ка­пельный, трансплацентарный.

Особую опасность краснуха представляет для бере­менных женщин, так как вирус краснухи имеет тро­пизм к эмбриональной ткани и обладает тератогенным действием (повреждающим действием на плод). Ин­фицирование плода может привести к его гибели или развитию тяжелых врожденных пороков развития. При врожденной краснухе наиболее часто развивается три-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: