Введение

Изучение истории и философии науки является важной составной частью общей подготовки аспирантов и соискателей к защите кандидатской диссертации. Главная цель нашего пособия состоит в том, чтобы дать представление об основных и фундаментальных философских концепциях науки, об актуальных проблемах истории и философии науки, способствовать созданию у аспирантов и соискателей целостного представления о научном мировоззрении и принципах научного мышления. Необходимо отметить, что наука, аккумулируя набор традиций, систем ценностей, норм действий может рассматриваться как один из способов духовно-практического бытия человека в мире. В этой связи предлагаемое пособие нацелено на то, чтобы помочь начинающим специалистам осмыслить науку не только как систему особого рода знаний, но и как социальный, культурный феномен и тем самым стимулировать потребность не только в познании мира, но и в уяснении своего места в мире.

Составители пособия «Философия науки» исходили из того, что в ходе изучения учебного материала аспиранты и соискатели должны учесть следующие требования: ознакомиться с основными философскими концепциями науки; удовлетворить потребность в философской и общенаучной оценке изучаемых проблем; развивать в себе потребности в размышлениях над основаниями теоретических положений; выработать понимание соотношения гуманитарного и естественнонаучного знания; совершенствовать навыки и умения ведения дискуссии, полемики, диалога.

Учебное пособие состоит из двух разделов. В первом разделе рассматривается общая проблематика философского понимания науки - области философии, изучающей универсальные закономерности научного познания в его историческом развитии и в изменяющемся социокультурном контексте. Наука анализируется в целостном виде, как совокупность всех типов научного знания: логико-математического, естественнонаучного, технического, медико-биологического, социально-гуманитарного знания. Особо выделены основные аспекты бытия науки: наука как система знаний и процесс их получения; наука как социальный институт; наука как форма культуры.

В пособии сформулирован широкий круг наиболее актуальных тем по ис­тории и философии науки. Большое внимание уделено раскрытию происхожде­ния и сущности научного знания, проблеме начала и периодизации науки, де­маркации науки и ненаучных взглядов. Наука рассматривается в концепту­ально-мировоззренческом аспекте, в широком социокультурном контексте и в процессе исторического развития. Центральное место занимает проблематика, связанная со структурой и динамикой научного знания - вопросы, касающиеся уровней и оснований, методов и форм научного познания. Особое внимание уделяется философским моделям роста и развития научного знания, роли тра­диций и новаций (революций) в научной деятельности, проблемам, связанным с процессом научного творчества. В пособии находит отражение факт взаимо­действия двух противоположных процессов, характеризующих развитие науки – дифференциации (выделение новых научных дисциплин) и интеграции (син­тез знания, объединение ряда наук – дисциплин, находящихся на их «стыке»).

Особое внимание в данном пособии уделяется проблемам кризиса современной техногенной цивилизации, отражению текущего процесса смены научной картины мира, переходу от неклассического к постнеклассическому типу научной рациональности. В этой связи к рассмотрению привлекаются вопросы, связанные с институционализацией науки в ценностном и социальном измерениях, вопросы, касающиеся организации, государственного регулирования и контроля за научными исследованиями и ответственности ученых за их деятельность.

Во втором разделе освещаются философские проблемы социально-гуманитарных наук. В нем рассматриваются системные взаимосвязи между социально-гуманитарными науками и обществом. Основное внимание уделяется анализу ключевых мировоззренческих и методологических про­блем, связанных с формированием современных знаний об обществе и об основных тенденциях развития социально-гуманитарных наук. Целью изучения раздела «Философских проблем социально-гуманитарных наук» является повышение интеллектуальной и философско-методологической культуры аспирантов и соискателей в ходе изучения основных проблем становления научных знаний социально-гуманитарного цикла.

Следует особо подчеркнуть, что в качестве «сквозной» в нашем пособии проходит идея понимания спе­цифики самой науки, без учета которой не может состояться ученый-профес­сионал. Учебное пособие отражает современное состояние философских зна­ний о науке в целом, понимание которой требуется от аспирантов и соискате­лей для сдачи кандидатского экзамена. Общие проблемы философии науки скоординированы с философскими проблемами конкретных наук.

При написании данного пособия его авторы исходили не только из собственных предпочтений и опыта преподавания «Истории и философии науки», но учитывали также и учебно-методический опыт других аналогичных изданий, получивших широкую известность в последние годы (Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский, Т.Г. Лешкевич, Т. Матяш. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006; Лебедев С.А. Философия науки: Учеб. пос. для ВУЗов. – М.: Академический проект, 2006.; Никифоров А. Философия науки. История и теория. – М.: Идея-Пресс, 2006; Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М.: Гардарики, 2005; и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: