СЕМИНАР 1. Феноменология художественного творчества
1. Методологические проблемы исследования художественного творчества. Этические проблемы творчества. Творчество как ценность.
2. Место интуиции в процессе творчества.
3. Психические состояния в процессе творчества (вдохновение, инсайт и др.).
4. Болезнь и творчество: история вопроса.
Генетика гениальности (биологические предпосылки).
Литература:
1. Бердяев, Н.А. Смысл творчества. – М., 1989. Главы: 4, 7, 8, 9.
2. Гениальность: божий дар или наказание? – Москва, Изд. дом “Дом РДФ”, Издательский образовательный и культурный центр “Детство. Отрочество. Юность”; 2006. – 1711 с.
3. Гончаренко, Н.В. Вдохновение и интуиция // Психические состояния / Сост. и общ. ред. Л. В. Куликова. – СПб.: «Питер», 2000. – С. 265 – 272.
4. Левитив, Н.Д. Вдохновение // Психические состояния / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. – СПб.: «Питер», 2000. – С. 259 – 263.
5. Мир психологии. – 1996, № 4(9). Тема номера: Интуиция как явление (в познании, творчестве, общении) и как объект научного познания.
|
|
6. Ратнер-Кирнос, Д.И. Вдохновение и откровение – М.: ИНТОР, 1995. – 207 с.
7. Эфроимсон, В.П. Генетика гениальности. Биосоциальные механизмы и факторы наивысшей интеллектуальной активности – М., Тайдекс Ко, 2002. – 375 с.
СЕМИНАР 2. Индивидуально–психологические особенности творческой личности
1. Волевые и психодинамические особенности творческой личности.
2. Самоактуализация и самореализация как основы творчества и его развития.
Половые различия в творческой деятельности.
Юмор и творчество.
5. Творческая активность у лиц с наркотической зависимостью, больных шизофренией и другими психосоматическими особенностями.
Литература:
- Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. – Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1998.
- Галин, А.Л. Личность и творчество. Психологические этюды. – Новосибирск, 1989.
- Дружинин, В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 1999. – 368 с.
- Лук, А.Н. Юмор, остроумие, творчество. – 1977.
- Николаенко, Н.Н. Психология творчества: Учебное пособие / Под ред. Л. М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2005. – 277 с.
- Разумникова, О.М. Проявление половых различий в творческой деятельности // Вопросы психологии, № 1, 2006. – С. 105 – 112.
СЕМИНАР 3. Способности и творческая одаренность
1. Понятие и виды одаренности.
2. Методы диагностики и способы выявления «скрытой» одаренности.
3. Одаренность к искусству: общее и различное (на примере своей специальности).
4. Обучение и воспитание детей с разным типом одаренности. Качества личности, необходимые для работы с одаренными детьми.