Темно было и на дворе и в комнате. (Горьк.)

5. Когда-то на острове как белых так и голубых песцов было великое множество. (Пришв.)

6. Дело продолжало идти как говорится ни шатко ни валко ни на сторону. (Салт.-Щедр.)

7. Всего героев ты да я да мы с тобой. (Твард.)

8. Среди птиц насекомых словом всюду чувствовалось приближение осени.

Задание 4

Запишите предложения в двух вариантах: 1)с обособленным и 2)с необособленным определением. Поставьте необходимые знаки препинания, определения подчеркните.

1. Солнце поднялось высоко и растопило снег (лежавший в тени).

2. Она встретила сына с радостью (неожиданной для него).

3. Ее вопросы как будто разбудили людей (громкие и ясные).

4. Деревушка имела приятный вид (тихая, задумчивая).

5. Проходивший сквозь ветки ветер не приносил прохлады (теплый, сильный).

6. Бабочки кружились вокруг фонаря (привлеченные светом).

Задание 5

Найдите в предложениях а)согласованные определения, б)несогласованные определения. Спишите, объясните расстановку знаков препинания.

1. Ветер, сырой, холодный, пронизывающий, с неистовой злобой стучит в окна и в кровли. (Чехов)

2. Грозный и бледный, стоит он передо мной. (Горьк.)

3. Я цель одну – пройти в родимую страну – имел в душе… (Лерм.)

4. Уверенный в успехе, спортсмен был, однако, по-прежнему осторожен.

5. Любочка, в черном платьице, вся мокрая от слез, опустила головку… (Толст.)

6. Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой. (Твард.)

7. Меня удивляет, что вы, с вашим добрым сердцем, не можете помочь другу. (Чехов)

8. И в его воображении затеснились картины, одна другой ласковей, поэтичней. (Чехов)

Задание 6

Что такое приложение? Определите, где и какой знак пропущен. Перепишите, укажите определяемые слова, подчеркните приложения.

1. Ему ли карлику тягаться с исполином? (Пушк.)

2. И смутился тогда думой крепкою молодой купец Калашников.(Лерм.)

3. Айвазовский большой любитель и знаток морской стихии посвятил свое творчество морю.

4. Некоторые газы например водород легче воздуха.

5. Осень рыжая кобыла чешет гриву. (Есен.)

6. Великий знаток человеческой души Л. Толстой с глубоким психологизмом обнажает внутренний мир своих героев.

7. Сила и очарованье тайги не только в деревьях гигантах. (Чехов)

Задание 7

Найдите в предложениях приложения. Выпишите сначала предложения с обособленными приложениями, затем – с необособленными. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Жуков как опытный полководец понимал, насколько важна четкая военная организация и смелая инициатива.

2. Ираклий Андроников был известен как великолепный мастер устного рассказа.

3. Мне как лицу высокопоставленному не подобает ехать на конке.(Чехов)

4. Еще в Древнем Египте и Риме анис использовался как лекарственное растение.

5. Впервые о Лермонтове как о большом поэте заговорили после смерти Пушкина.

6. Как старый артиллерист я презираю этот вид холодного украшения.

Задание 8

Выпишите предложения, в которых на месте пропуска должна стоять запятая. Объясните расстановку знаков препинания.

1. Не любя_невозможно понять жизнь. (Горьк.)

2. Ягненок сдуру_надевший волчью шкуру_пошел по стаду в ней гулять…(Крылов)

3. Благодаря отливу снегов_мы легко различали дорогу. (Лерм.)

4. Ужинали_не спеша и почти молча.

5. Несмотря на все мои старания_я никак не мог заснуть. (Тург.)

6. Ответа я не ждал_а_получив письмо_обрадовался.

7. Мы_сломя голову_неслись по глубоким ухабам и выбоинам.(Сераф.)

8. Начиная с сентября_все время шли дожди.

Задание 9

Подчеркните обособленные второстепенные члены предложения, расставьте знаки препинания.

1. Вместо веселой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдаленной. (Пушк.)

2. Вчерашний день часу в шестом зашел я на Сенную. (Некр.)

3. На закате ходит парень возле дома моего. (Исак.)

4. Там за далью бесконечной дышит счастье прошлых лет. (Блок)

5. Рядом помещалась каморка хранилище каталогов. (Гран.)

6. В Мещерском крае нет ни каких особенных красот и богатств кроме лесов лугов прозрачного воздуха. (Пауст.)

7. Другая комната почти вдвое больше называлась залой. (Чехов)

8. На исходе третьего часа впереди мелькнул просвет. (Кетл.)

9. Вдали ближе к роще стучал топор. (Тург.)

Задание 10

Спишите, объясните расстановку знаков препинания.

1. Этот провал не что иное, как угасший кратер.

2. Ваши слова звучат_как насмешка.

3. Как и взрослые, дети были напуганы взрывом.

4. Дорога была видна_как на ладони.

5. Голова острижена, как у мальчишки. (Панова)

6. Определите это слово_как член предложения.

7. Нигде при взаимной встрече не раскланиваются так благородно и непринужденно, как на Невском проспекте. (Гоголь)

8. Слова, острые, как ножи, горячие, точно факелы, звучали с трибун.

9. Как старший, прошу вас немедленно разойтись.

10.Восковые фигуры в музее были_как живые.

Задание 11

Укажите, какую функцию в предложении выполняют выделенные слова и обороты. Спишите, расставьте пропущенные знаки препинания.

1. Возьмемся за руки друзья, чтоб не пропасть поодиночке. (Окудж.)

2. Увы толстые умеют лучше на этом свете обделывать свои дела, нежели тоненькие. (Гоголь)

3. Лошадка видно резвая.

4. Это исключительно благородный и обязательный человек.

5. По словам его птицы любят двигаться против ветра.

6. Ах ты мерзкое стекло! (Пушк.)

7. Всяк сверчок знай свой шесток. (Посл.)

8. Еще никого не было видно.

9. Тут делать нечего друзья поцеловались. (Крыл.)

10. Еще ничего не было видно.

11. Ах красота – это страшная сила. (Надсон)

Задание 12

Восстановите пословицы, подчеркните союзы, поставьте необходимые знаки препинания.

1. Мир освещается солнцем...

2. Лес рубят...

3.... надо много учиться.

4. Нет друга лучше знания...

5. Смелые побеждают...

6. Корень ученья горек...

7. Скучен день до вечера...

8.... с того много и спросится.

9. Не ошибается тот...

Для справок: трусливые погибают; и нет врага хуже; а человек - знанием; но плоды его сладки; если делать нечего; чтобы много знать; кому много дано; кто ничего не делает; щепки летят.

Задание 13

Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните главные члены предложения.

1. Оковы тяжкие падут темницы рухнут и свобода вас примет радостно у входа и братья меч вам отдадут. (Пушк.)

2. Где он сейчас и как его найти?

3. Не то дым шел от костра не то туман поднимался над болотами.

4. В городском саду по соседству играл оркестр и пел хор песенников. (Чехов)

5. Судить о человеке надо по тому что он делает доброго для других.

6. От того как вы поступите сегодня, быть может зависит ваша жизнь.

7. Как бы мы ни определяли вдохновение мы знаем, что оно не должно исчезнуть бесследно, не одарив собою людей.

8. Работа литератора крайне трудна писать рассказы о людях – не значит просто рассказывать. (Горьк.)

9. Не было никакой возможности уйти незаметно он вышел открыто.

10. Когда ехали сюда почки на деревьях только распускались.

11. Я доверяю любящим они великодушны. (Пауст.)

12. Чин следовал ему он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать. (Грибоедов)

Задание 14

Оформите конструкции с прямой речью необходимыми знаками препинания. Замените, где нужно, строчные буквы прописными. Составьте графические схемы.

1. (все мое!) сказало злато, (все мое!) сказал булат. (Лерм.)

2. Задыхаясь, я крикнула (шутка все, что было// уйдешь, - я умру). Улыбнулся спокойно и жутко и сказал мне (не стой на ветру). (Ахм.)

3. (неужели) думал я (мое единственное назначение на земле – разрушать чужие надежды?). (Лерм.)

4. (так кто же ты, наконец?) (я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо).(Гете)

Тест 1

Укажите номера правильныхвысказываний.

1. Пунктуационные нормы – это нормы письменной речи.

2. Пунктуационные нормы – это правила построения предложений и словосочетаний.

3. Пунктуационные нормы – это правила употребления или неупотребления на письме знаков препинания.

4. Пунктуационные правила обеспечивают говорящему и слушающему одинаковое понимание предложений и текста.

5. Применение пунктуационных правил определяется морфологическими, синтаксическими, смысловыми и интонационными особенностями предложений и их частей.

6. Применение пунктуационных правил определяется фонетическими, словообразовательными, морфологическими, синтаксическими и смысловыми особенностями слов.

7. Применение пунктуационных правил определяется целью общения, набором языковых средств и жанром текста.

8. Гибкость пунктуационной системы позволяет выявлять не только смысловую сторону текста, но и его стилистические оттенки.

9. Недостаточное знание правил употребления знаков препинания является причиной пунктуационных ошибок.

10. Ошибки в построении предложений являются нарушением пунктуационных норм.

11. Для уточнения пунктуационных норм следует обращаться к энциклопедическим словарям.

12. Для уточнения пунктуационных норм следует обращаться к толковому словарю.

13. Для уточнения пунктуационных норм следует обращаться к справочникам по современному русскому литературному языку.

Тест 2

Укажите номера предложений, в которых допущены пунктуационные ошибки.

1. Ты жива еще, моя старушка. (Есен.)

2. Человек – вот правда! (Горьк.)

3. Соловьи и луна, тени, запах цветов – все это имелось налицо…(Горьк.)

4. Береги платье снову, а честь смолоду. (Посл.)

5. Славная у него была физиономия и вообще он мне понравился. (Богомол.)

6. Измученные, мы долго молчали, сидя друг против друга. (Горьк.)

7. Он всем известен, как прекрасный специалист.

8. Этот осенний день был таким же солнечным и легким, как в апреле.

9. Произошло что-то, странное и довольно неожиданное.

10. Начиная с прошлого года он изучает немецкий язык.

11. Гроза началась вечером, часу в десятом. (Акс.)

12. Книг он вообще сказать, не любил читать. (Гоголь)

13. Вперед чужой беде не смейся, Голубок! (Крылов)

14. Надо смотреть практически на жизнь, а то всегда в дураках будешь. (Л.Т.)

15. В такую бурю волк не рыщет, и медведь не вылезает из берлоги.

16. Мы сидели на углу бастиона, так что обе стороны могли видеть все. (Лерм.)

17. Вечером, когда немного утихло, они пошли на мол, чтобы посмотреть, как придет пароход. (Чехов)

18. Мне стало страшно – на краю грозящей бездны я лежал…(Лерм.)

19. Не спеши языком: торопись делом. (Посл.)

20. Повсюду стали слышны речи: пора добраться до картечи! (Лерм.)

Тест 3

Укажите номера предложений, в которых допущены пунктуационные ошибки.

1. Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна. (Пушк.)

2. Чтение – вот лучшее учение. (Пушк.)

3. И кочи, и моховые болота, и пни – все хорошо под сиянием лунным… (Некр.)

4. Добрая наседка одним глазом зерно видит, а другим коршуна.(Посл.)

5. Вот уж осень улетела и примчалася зима. (Есен.)

6. От Урала до Дуная, до большой реки, колыхаясь и сверкая, движутся полки.. (Лерм.)

7. Мне, как механику, выполнить это ничего не стоит. (Нов.-Прибой)

8. Ничто, по нашему мнению, так не развивает вкус, как чтение Тургенева. (Джеймс)

9. Около стола гуляла, привязанная за ногу, курочка. (Л.Т.)

10. Средний балл выводится исходя из разовых отметок.

11. Я пошел вправо, через кусты. (Тург.)

12. Я разумеется, обошелся весьма бережно со стариком. (Тург.)

13. Соседка, перестань срамиться! (Крылов)

14. Олег усмехнулся, однако чело и взор омрачилися думой. (Пушк.)

15. Когда началась гроза, игра прекратилась, и дети бросились бежать домой.

16. По мере того как я рассказывал, он приходил в себя. (Горьк.)

17. Старик ни разу в жизни не бранил и не наказывал детей и не допускал даже мысли, чтобы кто-нибудь из семейства мог говорить ему грубые слова или держать себя непочтительно.(Чехов)

18. Не плюй в колодец – пригодится воды напиться. (Посл.)

19. Волков бояться: в лес не ходить. (Посл.)

20. На вопрос мой: жив ли старый смотритель, никто не мог дать мне удовлетворительного ответа. (Пушк.)

ОРФОГРАФИЯ

Правописание гласных

Задание 1

Вставьте нужную безударную гласную, подберите проверочное слово. Составьте словосочетания.

Образец: посв…тить

посв я тить стихи (святость)

посв е тить фонарем (свет)

Разв…вать, разр…дить, пос…деть, прож…вать, прим…рять, зал…зать, зап…вать, обв…вать, отв…рить, ум…лять, ув…дать, пров…дение, сп…шите, ст…рожил.

Задание 2

Вставьте пропущенную букву, подберите парную форму с чередующейся гласной.

Предпол…жить, раст…рать, оз…рить, подп…рать, непром…каемый, бл…стать, пл…вники, выч…сть, укл…няться, поч…тание, р…стение, подск…чить.

Задание 3

Вставьте вместо точек гласную Е или И. Составьте с полученными сходно звучащими словами словосочетания.

Образец: пр…ходящий

приходящая домработница

преходящее явление

Пр…клонить, пр…клоняться, пр…творить, пр…ступать, пр…дел, пр…зреть, пр…уменьшить, пр..емник, пр…терпеть(ся).

Задание 4

Подберите к приведенным ниже существительным однокоренные слова с приставкой раз-(рас-).

Россказни - …, роспись - …, роспуск - …, росчерк - …, розвальни - …, в розницу - …, розыгрыш - …, розыск - ….

Задание 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: