№
| Наименование раздела, темы
| Содержание
|
|
|
|
| Методологические основы специальной психологии
| Предмет специальной психологии и задачи специальной психологии. Внутрисистемные и межсистемные связи специальной психологии, ее связь с другими науками. Принципы и методы специальной психологии.
Области изучения детей с особенностями психического развития (детская психопатология, детская психиатрия, дефектология), задачи каждой из наук. Понятие терминов «аномальное развитие», «дизонтогенез», «дефективные дети».
|
| Этиология и систематизация нарушений психического развития
| Этиология и патогенез дизонтогений. Роль неблагоприятных биологических факторов в нарушениях психического развития детей..
Классификация видов психического дизонтогенеза (разных форм нарушения нормального онтогенеза). Критерием деления стало учение об основных нарушениях психического развития человека: ретардация (задержанное развитие), дисфункция созревания, поврежденное развитие, асинхрония. Характер психического дизонтогенеза на основе ряда патопсихологических параметров по В.В. Лебединскому.
Нарушения в зависимости от времени возникновения: врожденные, приобретенные. По характеру расстройств: органические и функциональные нарушения. По степени распространенности патологического процесса: локальные и диффузные нарушения. По причине происхождения нарушения: биологического и социального характера. Психологические параметры дизонтогенеза. Частные и общие дефекты как параметры, связанные с функциональной локализацией нарушения. Асинхронии в развитии: ретардация, акселерации, их сочетание.
|
| Общие и специфические закономерности психического развития.
| Общая характеристика нарушений психофизического развития
Основные категории нарушений развития у детей. Проблема нормы развития: среднестатистическая норма, функциональная норма; условия нормального развития ребенка; дефект: первичный, вторичный. Депривационные феномены как причина и следствие нарушенного развития. Особенности развития психики в условиях разных видов депривации
|
| Особенности познавательной деятельности при разной структуре нарушений
| Психологические особенности детей с трудностями в обучении, обусловленными задержками психического развития. Познавательные психические процессы детей с интеллектуальной недостаточностью. Особенности познавательной сферы у детей с нарушениями речи. Особенности познавательной сферы у детей с нарушениями зрения. Особенности познавательной сферы у детей с нарушениями слуха. Познавательная сфера детей с ДЦП. Психологические особенности детей с ДЦП и сохранным интеллектом: особенности познавательной сферы. Познавательные процессы при РДА.
|
| Особенности личности и межличностных отношений у детей с особенностями психофизического развития
| Особенности личности детей с трудностями в обучении, обусловленных задержкой психического развития и их межличностные отношения.
Особенности личности детей с интеллектуальной недостаточностью (общая характеристика. Я-концепция, самооценка, уровень притязаний, взаимоотношение интеллекта и аффекта). Межличностные отношения. Особенности общения.
Особенности личности и межличностных отношениях детей с нарушениями речи. Типы личности при речевых нарушениях.
Личность и межличностные отношения детей с ДЦП.
Личность и межличностные отношения лиц с нарушениями слуха и зрения
Особенности личности и межличностных отношений детей с РДА
|
| Особенности социализации и социальной адаптации у детей с особенностями психофизического развития
| Основные понятии социализации и социальной адаптации детей с ОПФР. Сущность, условия и критерии социализации. Учреждения образования как основные субъекты социальной адаптации детей с ОПФР. Семья как основной агент социализации и социальной адаптации детей с ОПФР
|
| Компенсация и адаптация в специальной психологии
| Понятие о компенсаторных феноменах. Структурно-уровневая организация компенсаторных процессов. Биологические и социальные факторы компенсации. Понятие о декомпенсации, гиперкомпенсации, псевдокомпенсации. Адаптационные и компенсаторные процессы. Компенсация: органическая (внутрисистемная) и функциональная (межсистемная).
|
| Психологические основы коррекционной работы
| Понятие коррекция. Виды коррекции: прямая и косвенная.
Ранняя коррекция отклонений в развитии Влияние коррекционной работы на формирование и развитие разных сторон психики ребенка с нарушениями в развитии. Управление психическим развитием ребенка с нарушением в развитии – непременное условие профилактики "вторичных" отклонений или их коррекции.
Психокоррекционная работа с детьми с трудностями в обучении, обусловленными задержками психического развития. Основы организации коррекционной психолого-педагогической работы с нарушениями интеллектуального развития. Основы организации коррекционной психолого-педагогической работы с нарушениями зрения. Основы организации коррекционной психолого-педагогической работы с нарушениями слуха и речи. Психокоррекционная работа (основные направления) с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата Психотерапевтическая работа с семьей, имеющей ребенка с нарушениями двигательной сферы. Подходы к психокоррекционной работе с ребенком с ранним детским аутизмом.
|