Тема: Общие и специфические закономерности психического развития. Особенности развития психики в условиях разных видов депривации

(2 часа)

Вопросы и задания

1. На чем основывается идея единства общих закономерностей психического развития в норме и патологии?

2. Что представляют собой модально неспецифические закономерности отклоняющегося развития?

3. Чем объясняется природа модально неспецифических закономерностей?

4. Каким образом можно отличить модально специфические и модально неспецифические закономерности?

5.Расскажите об общих и специфических закономерностях развития нормальных и аномальных детей. Дайте характеристику специфических закономерностей развития детей с речевыми нарушениями.

6.Прочитайте отрывок статьи Л.С. Выготского «К психологии и педагогике детской дефективности».

«Надо усвоить ту мысль, что слепота и глухота не означают ничего иного, как только отсутствие одного из путей для образования условных связей со средой. Глаз и ухо, называемые в физиологии рецепторами, а в психологии - органами восприятия, или внешних чувств, имеют биологическое назначение: они предупреждают организм об отдаленных изменениях среды. Это, но выражению Г.Деккера, как бы форпосты нашего организма в борьбе за существование. Их прямое назначение - воспринимать и анализировать внешние элементы среды, разлагать мир на отдельные части, с которыми связываются наши целесообразные реакции, для того чтобы возможно точнее приспособить поведение к среде. Само по себе поведение человека как совокупность реакций при этом, строго говоря, остается ненарушенным. Слепой и глухой способны ко всей палитре человеческого поведения, т.е. активной жизни. Особенность их воспитания сводится только к замене одних путей для образования условных связей другими. Еще раз повторяем: принцип и психологический механизм воспитания здесь те же, что и у нормального ребенка. Если таким путем объясняется чрезмерное развитие осязания у слепых и зрения у глухих, то особенности этих чувств обязаны своим возникновением функциональному богатству условных связей, переданных на эти органы с других, не действующих.

Слепого, глухонемого и слабоумного можно и нужно мерить той же мерой, что и нормального. «По существу между нормальными и ненормальными детьми нет разницы, - говорит Г.Я. Трошин, - те и другие - люди, - те и другие - дети, у тех и у других развитие идет по одним законам. Разница заключается лишь в способе развития».

Согласны ли вы с позицией автора, доказывающего общность законов и направления развития нормально развивающихся детей и детей с нарушением психофизического развития? Обоснуйте свой ответ». Какие «иные» способы развития свойственны неслышащим, незрячим детям?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: