Компетенции, формируемые в результате изучения темы № 3: (ОК-2), (ОК-3), (ОК-13)

Великий немецкий композитор Людвиг ван Бетховен (1770-1827). Симфонизм Бетховена и его проявление в скрипичных произведениях. Стиль, форма, выразительные средства скрипичных произведений Бетховена (концерт, сонаты, романсы). Выдающееся художественное значение концерта Бетховена как классического образца концертно-симфонического направления в жанре скрипичного концерта.

Квартетное творчество Бетховена. Его глубокая содержательность и классическое совершенство. Значение бетховенских квартетов в развитии квартетного исполнительства.

Особенности венской скрипичной культуры XIX века. Связь ее с народно-бытовой и танцевальной музыкой (И. Штраус). Скрипичные классы Венской консерватории; ее виднейшие воспитанники — Г.Эрнст, Й.Иоахим.

Николо Паганини (1782-1840) — виднейший представитель виртуозно-романтического стиля. Жизненный и артистический путь Паганини. Новаторство Паганини. Преодоление ограничений, связанных с классицизмом. Новые принципы исполнительства Паганини. Значительное расширение круга выразительных средств скрипача.

Йозеф Иоахим (1831-1907) — крупный венгерский скрипач, композитор и педагог. Сочетание классических и романтических черт в его искусстве. Каденции Иоахима к скрипичным концертам. Педагогическая деятельность Иоахима, профессора Высшей музыкальной школы в Берлине. Его ученики (Хубай, Ауэр и другие).

Генрик Венявский (1835-1880) — выдающийся польский скрипач, ярчайший представитель виртуозно — романтического направления в скрипичном искусстве XIX века. Искусство «пения на скрипке». Выразительность фразировки. Блестящая виртуозная техника смычка.

Венявский — первый профессор скрипки в Петербургской консерватории (1862 -1868). Сольная, оркестровая и камерная деятельность в России (1860-1872)

Венявский — композитор. Его концерты и фантазии. Польские народные влияния в полонезах, мазурках и других сочинениях Венявского. Этюды и каприсы.

Пабло Сарасате (1844-1908) — испанский скрипач и композитор, один из виднейших представителей виртуозного направления в зарубежном скрипичном искусстве. Характеристика исполнительского стиля Сарасате. Красота и кристальная чистота тона. Точность, легкость и грациозность техники. Связь с испанской народной музыкой.

Эжен Изаи (1858-1931) — выдающийся бельгийский скрипач и композитор, ученик Венявского и Вьетана. Особенности его творческого стиля — романтичность и импровизационность. Посвященные ему произведения — Соната Сезара Франка, «Поэма» Шоссона, Квартет Дебюсси.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Бычков Ю. Курс теории и истории музыкального исполнительства / Ю. Бычков //Вопросы музыкознания. Теория. История. Методика. — М.: МГИМ им. А. Г. Шнитке, 2009. — Вып. ІІ. — С. 38-43.

2. Фомина З. Философия музыки / З. Фомина. — Саратов: Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова, 2011. — 108 с.

Дополнительная:

1. Гинзбург Л. О музыкальном исполнительстве / Л. Гинсбург, А. Соловцов. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1954. — 311 с.

2. Голубовская Н. О музыкальном исполнительстве / Н. Голубовская. — М.: Музыка, 1985. — 143 с.

3. Грум-Гржимайло Т. Музыкальное исполнительство / Т. Грум-Гржимайло. — М.: Знание, 1984. — 160с.

4. Ингарден Р. Музыкальное произведение и вопрос его идентичности / Р. Ингарден // Исследования по эстетике. — М.: Издательство иностранной литературы, 1962. — С. 404-568.

5. Коган М. У врат мастерства / М. Коган. — М.: Советский композитор, 1958. — 115 с.

6. Корыхалова Н. Интерпретация музыки / Н. Корыхалова. — Л.: Музыка, 1979. — 208 с.

7. Мильштейн Я. Вопросы теории и истории исполнительства / Я. Мильштейн. — М., 1983. — 266 с.

8. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия / Е. Назайкинский. — М.: Музыка, 1972. — 384 с.

9. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции / Е. Назайкинский. — М.: Музыка, 1982 — 319 с.

ТЕМА 4. Исполнительство на духовых инструментах
в эпоху Средневековья и Ренессанса


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: