Чтобы представить себя в лучшем свете и получить желаемую должность, нужно заранее определить, какие именно компетенции важны на данной позиции. Например, если вы претендуете на место менеджера по обслуживанию клиентов, то вашими ключевыми компетенциями являются «понимание бизнеса», «влияние», «устойчивость к стрессу», «коммуникабельность». Естественно, вас попросят привести примеры,
в которых проявляются эти качества. Поэтому, если вы идете на такое собеседование, то вспомните ситуации из своего прошлого, способные продемонстрировать ваши самые сильные стороны.
Обычно для успешного прохождения собеседования по компетенциям не обойтись без определенных «домашних заготовок». Чтобы быть готовым отреагировать на фразу типа «вспомните случай...» (это признак собеседования по компетенциям), подберите примеры на каждую личностную компетенцию (они, в принципе, стандартны, например: лидерство, убеждение и формирование суждений, фокус, получение результатов, работа в команде, коммуникация, креативность, управление изменениями и т. п.).
|
|
На собеседовании по компетенциям прежде всего следует:
1) избегать негативных ситуаций (если рекрутер захочет узнать
о негативном опыте, то он сам задаст дополнительный вопрос) и целиком настроится на позитив;
2) помнить о том, что иногда излишняя откровенность вредна, поэтому информацию нужно выдавать дозированно и обдуманно.
Как правило, собеседование по компетенциям начинается с вопроса типа «Расскажите мне о ситуации, когда вы...». Казалось бы,
ничего сложного, но на самом деле в спонтанной беседе можно дать плохо структурированный ответ, пропустить важные детали или просто растеряться.
Например, у соискателя на ведущую роль в отделе маркетинга могут спросить: «Расскажите, как вам удалось решить проблему в жестких временных рамках?» Этот ситуационный вопрос по компетенциям можно без проблем структурировать в формат STAR, что рекомендует Майкл Хиггинс, коуч, автор книги «Pit Stop: A Career Workbook for Busy People» [33, 34].
Акроним STAR (звезда) в развернутом виде выглядит так:
S – SITUATION (ситуация);
T – TASK (задание лично вам в связи с этой ситуацией);
A – ACTIVITY (список ваших действий);
R – RESULT (результат).
Заранее спланировав ответы в формате STAR, вы сможете подготовить основу самопрезентации для интервью настолько гладко и последовательно, насколько это возможно.
Пример:
· Situation – общее описание ситуации в целом;
· Task – рассказ о том, что стало вашей обязанностью в связи
с вышеописанной ситуацией;
· Activity – перечисление того, что вы реально сделали;
· Result – описание благоприятного разрешения ситуации для сотрудников отдела и компании в целом.
|
|
Что важно помнить соискателю?
Во-первых, в разговоре с работодателем всегда лучше использовать конкретные, а не общие термины, и упоминать количественные показатели (проценты, разы и т. п.). Тогда примеры будут нагляднее.
Во-вторых, важно формулировать ответы кратко и четко, ведь кроме вас наверняка есть и другие претенденты на вакансию, поэтому время собеседования всегда ограничено.
В-третьих, очень важно закончить рассказ о себе на позитивной ноте, чтобы создать общее сильное впечатление от своего ответа.
При умелом использовании структура STAR выглядит просто как хорошо сформулированный пример. Заранее спланировав ответы в данном формате, вы сможете подготовить основу самопрезентации для собеседования так последовательно, насколько это возможно.