В компании Procter&Gamble все соискатели проходят проверку на оперативность мышления. Problem Solving Test (PST) – тест на 65 минут, состоящий из 50 вопросов с вариантами ответов. В него включены задания на анализ текста и информации, представленной в виде графиков
и таблиц, и математические задачи. Например: «Грузовик движется со скоростью 80 км/ч. Какое расстояние он проедет за 30 минут?». Варианты ответов: «а) 80 км, б) 240 км, в) 40 км, г) 30 км, д) ни один из указанных выше ответов не подходит». Такие тесты помогают оценить способность соискателей быстро справляться с проблемами в условиях ограниченного времени. По результатам проверки делают выводы об уровне логического мышления кандидата, его умении самостоятельно принимать решения и работать в команде.
В компании Coca-Cola все претенденты подвергаются обязательному тестированию по методикам международной компании SHL, основного поставщика психометрических тестов на российский кадровый рынок. Тестирование – не главный критерий, по которому Coca-Cola выбирает кандидата, но оно помогает определить, кому отдать предпочтение. У компании есть тесты трех видов: определение способностей работать с числами и таблицами, анализировать логику различных типов аргументации и профессионально-личностный опросник. С помощью трех тестов, перечисленных ниже, проверяют умения и навыки, которые понадобятся кандидатам в каждой сфере, где они будут работать:
– Verbal Management and Graduate (VMG) – измеряет способность логического анализа текстовой информации. Задачи теста соответствуют обычной практике менеджеров: по сведениям, представленным в тексте, оценить правильность различных утверждений (является ли вывод истинным, ложным или же недостаточно фактов для оценки);
– Numerical Management and Graduate (NMG) – позволяет оценить способность анализа числовой информации. Испытуемому дается несколько графиков и таблиц, а также предлагаются вопросы с вариантами ответов. По мнению самих соискателей, этот тест не столько на проверку математических знаний, сколько на внимательность;
– Occupational Personality Questionnaire (OPQ), или профессиональный личностный опросник – специально разработан для оценки типичного или вероятного поведения личности в сфере профессиональной деятельности. Задача тестируемого – из четырех утверждений выбрать два, одно из которых характеризует его поведение в наибольшей, а второе – в наименьшей степени. Всего представлено 30 шкал, сгруппированных по таким областям, как «Управление людьми», «Управление задачами», «Управление собственным поведением».