Понятие и виды консалтинга

Лекция 1. Международный и отечественный консалтинг

Цель лекции – ознакомиться с понятием, видами консалтинга и состоянием отечественного и зарубежного консалтинга.

Форма лекционного (интерактивного) занятия – проблемная лекция.

Задачи:

1) Рассмотреть основные термины и виды консалтинга.

2) Ознакомиться с состоянием, проблемами и перспективами развития международного и отечественного консалтинга.

Понятие и виды консалтинга.

Консультация (лат. consultatio - совещание) или consultation (англ.), - некоторый информационный продукт, получаемый в результате некоего процесса, который называется консультированием. От того же термина произошло английское понятие "consult" - советоваться, консультироваться. Понятие "консалтинг" (англ. consulting) - буквально консультирование, консультирующий - произошло также от термина "consultatio" - совещание. Таким образом, понятия "консультирование" и "консалтинг" идентичны.

Под консалтингом понимается предпринимательская деятельность, выполняемая профессиональными консультантами и направленная на обслуживание потребностей экономики и управления в консультациях и других видах профессиональных услуг.

Под термином "консультационная услуга" следует понимать вид товара (обладающий качествами, характеризующими его целевое назначение, и свойствами, ради которых он приобретается и потребляется), созданный в результате целесообразной деятельности, цель приобретения которого выражается полезным эффектом, удовлетворяющим потребности в информации.

Консультант - работник, специалист (индивидуально или в коллективе фирмы), осуществляющий процесс консультирования.

Консультирование - это согласованный процесс передачи необходимых и востребованных знаний (информации) в определенной предметной области от консультанта клиенту (физическому или юридическому лицу) с целью решения задач клиента (экономических, финансовых, социальных, юридически-правовых, организационных, производственных, технических, технологических и др.).

Основная цель консультирования заключается в улучшении качества руководства, повышении эффективности деятельности компании в целом и увеличении индивидуальной производительности труда каждого работника.

Консультирование происходит в порядке оказания услуги, а именно информационной услуги, которая определяется: как подготовка, получение и предоставление в распоряжение пользователя некоторого информационного ресурса.

Уникальность консалтинга, как информационных услуг, предопределяет специфику рыночных отношений. Перечень предлагаемого на рынке такого товара определяется объемом, предметной ориентацией в сфере его использования и некоторыми специфическими свойствами консультационных услуг.

1. Свойство неосязаемости - консультационную услугу невозможно осязать, пробовать на вкус, видеть, т. е. изучить до покупки.

2. Консультационная услуга неотделима от источника - человека, который ее предлагает.

3. Консультационная услуга в полном объеме не может быть подготовлена заранее, а, следовательно, не может быть сохранена для последующей реализации.

4. При исполнении консультационной услуги проявляется свойство непостоянства качества обслуживания, которое зависит от квалификации консультанта, опыта работы в данной отрасли знания, взаимоотношений между консультантом и клиентом, методов, используемых консультантом, его компетентности, от физического состояния и других факторов.

5. В консультационной услуге специфически проявляются известные законы повышения потребности, непрерывного роста эффективности, оплаты труда по количеству и качеству.

б. С одной стороны, консультационная услуга - это нематериальное благо, поступающее в личное потребление, предполагающее расширение особых форм богатства населения - образовательного, культурного, духовного потенциалов, здоровья населения. С другой стороны, полезный эффект этой отрасли проявляется в материальном производстве, но через известный промежуток времени и не всегда точно предопределен заранее.

7. Консультирование является специфической отраслью бизнеса.

8. Продуктом консультирования является особое знание - информация, приобретаемая покупателем.

9. Консультационная услуга является товаром, свойства которого соотносятся с моралью, законами, нормами, общепринятыми правилами в обществе.

10. Особенностью консультационной услуги является то, что консультант создает модель решения задачи клиента и потом продает эту модель в виде товара, передавая его руководству и менеджерам, за что они и получают высокую плату.

11. Еще одна особенность консультационных услуг - высокая плата консультационным компаниям за услуги.

12. Консультирование неотделимо от перманентного обучения. Виды консалтинга.

Консалтинг может быть внешним и внутренним.

Внешний консалтинг осуществляют независимые консультационные фирмы или индивидуальные консультанты, оказывающие услуги по выполнению конкретного заказа клиентам на основе соответствующего договора.

Внутренний консалтинг осуществляют штатные работники организаций (специалисты по экономике и управлению), которые составляют аналитическую подсистему управления организации.

Те и другие имеют свои достоинства и недостатки.

Анализ работы отечественных и зарубежных консультантов показывает, что в их деятельности преобладает консультирование двух видов:

- нормативное - консультирование, базирующееся на основе законов, выработанных правил и рекомендаций, стандартов и т. п. (консультирование по юридическим проблемам, бухучету, внешнеэкономической деятельности, налогообложению, приватизации, аудиту);

- развивающее - консультирование, не опирающееся на свод каких-то законов и правил (консультирование по переводу предприятия из текущего состояния в желаемое, по диагностике предприятия, разработке программ выхода из тупиковых ситуаций, реорганизации системы управления, выработки маркетинговой политики и т. д.).

Деятельность по товарному консалтингу относится во второму виду – развивающему консультированию.

При формировании предложений по оказанию услуг каждая консультационная компания в зависимости от специфики и иерархического уровня в рамках своей концепции может разрабатывать собственную методологию. Вместе с тем, в ходе исследования выделен общий методический подход, основанный на выявлении приоритетных направлений консультационной деятельности, в основу которого положено обобщение всех консалтинговых услуг по рассмотренным ниже основным блокам:

1. Экспертные консультационные услуги.

2. Процессные консультационные услуги.

3. Обучающие консультационные услуги.

4. Специальные услуги.

Структура предлагаемых услуг может варьироваться в зависимости от направления деятельности консультационной организации, ее масштабности и значимости на рынке, а набор услуг может отличаться в соответствии со спросом.

Каждое направление включает собственный набор предоставляемых услуг.

При экспертном консультировании консультант, как узкий специалист, самостоятельно осуществляет диагностику, разработку решений и рекомендаций по их внедрению. Роль клиента сводится в основном к обеспечению консультанту доступа к информации, контролю деятельности, оценке результатов, усвоению рекомендаций и принятию соответствующего управленческого решения.

При процессном консультировании консультант организует групповую работу сотрудников клиентской организации для поиска нужного решения проблемы, используя активные методы обучения на всех этапах проекта, активно взаимодействует с клиентом, побуждая его высказывать свои идеи, соображения, предложения. При помощи консультанта осуществляются анализ проблем и выработка решений путем абсорбции (сбора) этих внешних и внутренних идей, оценки решений, полученных в процессе совместной с клиентом работы, и приведения их в систему рекомендаций.

При обучающем консультировании консультант не только собирает идеи, анализирует решения, но и подготавливает почву для их возникновения, предоставляя клиенту соответствующую теоретическую и практическую информацию в форме лекций, семинаров, пособий и т. д. Консультант в аудиторной обстановке демонстрирует специалистам-управленцам проработанные пути и способы решения различных нетривиальных задач (он может проводить дополнительные учебные занятия). Преимуществом консультирования является его конкретно-индивидуальный, "штучный" подход. При этом знания, которыми обладают консультанты, трансформируются так, чтобы решить конкретные проблемы того или иного предприятия.

В промышленно развитых странах преимущественно осуществляется процессное и экспертно-процессное консультирование, тогда как в России пока наибольшее распространение получило экспертное и экспертно-обучающее консультирование. Это объясняется в первую очередь неподготовленностью самих российских клиентов к творческой работе с консультантами, желанием руководителей получить готовые решения. Такое положение часто приводит к негативным последствиям и неудовлетворенности от итогов консультационных проектов, так как, во-первых, клиент может вообще не воспринимать готовых решений, если они не выработаны совместно с ним; во-вторых, некоторая существенная информация не может быть получена консультантом вне режима активного диалога с клиентом.

В конкретных проектах или на их различных стадиях могут применяться комбинации всех перечисленных видов консультирования, и тогда оно становится экспертно-процессным, процессно-обучающим, экспертно-обучающим и т. д.

Вопросы к аудитории:

1. Что такое консалтинг?

2. Определение термина «консалтинговая услуга».

3. Консультирование: понятие и основная цель.

4. Расскажите о свойствах консультационных услуг.

5. Виды консалтинговых услуг с точки зрения методологии. б. Охарактеризуйте их.

7. В чём отличие нормативного консультирования от развивающего? Приведите примеры.

8. Какие виды консалтинговых услуг пользуются большим спросом в отечественной практике, а какие - в зарубежной? Ответы студентов.

Задание 1: Студентам предлагается привести примеры проблем в торговле, которые можно решить с помощью внутреннего консалтинга, и тех, которые можно решить только с помощью внешнего.

Задание 2: А) Студентам предлагается привести примеры различных видов услуг (экспертных, процессных или обучающих), которые могут предложить консультанты для решения проблем или с целью развития торгового предприятия. Б) Далее студенты должны определить, какие специальные услуги, кроме перечисленных, могут быть предложены в сфере торговли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: