Правовые основы валютного регулирования и контроля

Валютное законодательство представляет собой юридиче­ский механизм регулирования валютных отношений. В настоя­щее время это неоднородный нормативный комплекс, вклю­чающий акты различной юридической природы. Указанная от­расль законодательства регулируется нормами финансового, банковского, налогового, гражданского, государственного, ад­министративного, международного и другими отраслями зако­нодательства.

Валютное законодательство состоит из федеральных зако­нов, нормативных правовых актов органов валютного регули­рования и органов валютного контроля. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ нормы международного права являются составной частью национального законодательства и являются приоритетными. Следовательно, международные договоры Рос­сийской Федерации применяются непосредственно. Исключе­ние составляют те случаи, когда из международного договора Российской Федерации следует, что для его применения требу­ется издание внутригосударственного акта валютного законода­тельства РФ.

Валютное законодательство представляет собой совокуп­ность правовых норм, определяющих международные расчеты, принципы проведения операций с валютными ценностями, по­рядок осуществления контроля за соблюдением валютного за­конодательства. Основным нормативным актом валютного ре­гулирования является Федеральный закон «О валютном регули­ровании и валютном контроле».

Федеральными законами могут быть установлены случаи, когда в изъятие из общего правила допускается установление требования об идентификации личности при купле-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты; могут быть установлены основания и порядок введения запрета на открытие счета в банке за пределами территории РФ; могут ус­танавливаться правила валютного контроля. Перечисленными нормами исчерпывается круг вопросов, для решения которых закон допускает принятие федеральных законов в качестве ак­тов валютного законодательства.

Издание нормативных правовых актов тем или иным орга­ном валютного регулирования и контроля зависит от специфи­ки той или иной группы валютных отношений.

Центральный банк РФ (Банк России) является основным органом валютного регулирования в России и в силу этого об­ладает нормотворческой функцией наряду с другими органами валютного регулирования.

Банк России является преемником Государственного банка СССР, в том числе и в отношении изданных последним норма­тивных актов. Банк России издает инструкции, положения и указания по отдельным направлениям валютного регулирова­ния: Указание от 28 апреля 2004 г. № 1425-У «О порядке осу­ществления валютных операций по сделкам между уполномо­ченными банками»1, Инструкция от 15 июня 2004 г. № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами упол­номоченным банкам документов и информации при осуществ­лении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сде­лок», Положение от 1 июня 2004 г. № 258-П «О порядке пред­ставления резидентами уполномоченным банкам подтверждаю­щих документов и информации, связанных с проведением ва­лютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сдел­кам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» и др.

В силу специфики той или иной группы валютных отноше­ний принятие нормативных актов, их регулирующих, входит также в компетенцию Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ. Большую группу актов валютного законодательства составляют нормативные ак­ты, принимаемые органами общей компетенции — Президен­том РФ и Правительством РФ — в форме соответственно ука­зов и постановлений.

Принятие нормативных актов, регулирующих валютные правоотношения, с утверждением Таможенного кодекса РФ входит также в компетенцию Федеральной таможенной служ­бы, но только в случаях и пределах, предусмотренных валют­ным законодательством РФ. Таможенные органы осуществляют валютный контроль применительно к таможенному контролю.

Федеральная налоговая служба как орган валютного контро­ля обладает нормотворческой функцией, но только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством.

К регулированию валютных отношений применимы нормы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность, деятель­ность институтов, выполняющих функции валютного регули­рования и валютного контроля, а также институтов, осуществ­ляющих операции с валютными ценностями. К ним относятся Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об осно­вах государственного регулирования внешнеторговой деятель­ности»1, а также федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банков­ской деятельности», «О рынке ценных бумаг», «Об иностран­ных инвестициях в Российской Федерации», Закон РФ «О то­варных биржах и биржевой торговле».

Существует несколько оснований для классификаций ва­лютных операций: по предмету (с национальной, иностранной, коллективной валютой, с ценными бумагами с номиналом в иностранной валюте, с драгоценными металлами, с драгоцен­ными камнями), по кругу лиц (с участием государства, банков, физических и юридических лиц), по территориальному призна­ку (осуществляемые на внутреннем валютном рынке, совер­шаемые за пределами страны).

По числу режимов осуществления валютные операции могут быть:

универсальные — операции, правовой режим осуществления которых не зависит от резидентного статуса субъекта операции;

индивидуализированные — операции, правовой режим осу­ществления которых зависит от резидентного статуса субъекта операции.

Федеральный закон «О валютном регулировании и валют­ном контроле» классифицирует валютные операции по двум основаниям: по содержанию и по субъекту регулирования их осуществления.

По содержанию — это валютные операции, связанные с пере­ходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа валютных ценностей, связанные с приобрете­нием и отчуждением валюты РФ и внутренних ценных бумаг, любые платежи с их использованием, если они осуществляются с участием нерезидентов, ввозом и пересылкой в Российскую Федерацию, а также вывозом и пересылкой из Российской Фе­дерации валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг, с осуществлением международных денежных переводов, с осуществлением расчетов между резидентами и нерезидента­ми. К валютным операциям относится перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, от­крытого на территории России, на счет того же лица на той же территории.

К валютным операциям относятся следующие:

приобретение резидентом у резидента и отчуждение рези­дентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование резидентом валютных цен­ностей в качестве средства платежа;

приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валю­ты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение не­резидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валю­ты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внут­ренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за рубежом, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за рубежом;

перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг с одного счета, открытого на территории РФ, на другой счет, открытый на территории РФ;

ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с таможенной территории РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг.

По субъекту регулирования осуществления валютных опера­ций они подразделяются на валютные операции между рези­дентами, между резидентами и нерезидентами, между нерези­дентами.

Валютные операции между резидентами и нерезидентами. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О валютном ре­гулировании и валютном контроле» валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограниче­ний, за исключением валютных операций, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения су­щественного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также для поддержания устой­чивости платежного баланса РФ. Указанные ограничения но­сят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление. Ограничения могут вводиться ор­ганами валютного регулирования — Правительством РФ и Банком России.

Валютные операции между резидентами запрещены (ст. 9 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»). Одновременно в Законе содержится перечень ва­лютных операций, осуществление которых между резидентами разрешается в порядке исключения. К ним относятся:

расчеты в магазинах беспошлинной торговли, а также расче­ты при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пу­ти следования транспортных средств при международных пере­возках;

расчеты между комиссионерами, агентами, поверенными, с одной стороны, и комитентами, принципалами, доверителями, с другой стороны, по договорам между ними на оказание услуг, связанных с заключением и исполнением контрактов с нерези­дентами;

операции по договорам транспортной экспедиции, перевоз­ки и фрахтования при оказании экспедитором, перевозчиком, фрахтовщиком услуг, связанных с вывозом грузов из России, их ввозом в Россию, с транзитом грузов по территории РФ, а также операции по договорам страхования вывозимых, ввози­мых и транзитных грузов;

операции с внешними ценными бумагами, если они осуще­ствляются через организаторов торговли на рынке ценных бу­маг Российской Федерации при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с за­конодательством РФ;

операции с внешними ценными бумагами, если права на них учитываются в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством РФ, и расчеты осуществляются в рублях;

обязательные платежи налогов и сборов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты в иностран­ной валюте в соответствии с законодательством РФ. Без ограничений осуществляются валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, связанные:

с получением и возвратом кредитов и займов, уплатой сумм процентов и штрафных санкций по договорам;

с внесением денежных средств на банковские счета и полу­чением денежных средств с банковских счетов;

с банковскими гарантиями, исполнением резидентами обя­зательств по договорам поручительства и залога;

с уплатой уполномоченным банкам комиссионного возна­граждения;

с куплей-продажей наличной и безналичной иностранной валюты и чеков, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, за рубли и иностранную валюту, а также операции, связанные с обменом, заменой денежных знаков иностранного государства, с приемом для направления на ин­кассо в зарубежные банки наличной иностранной валюты и че­ков, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте, не для целей осуществления физическими лицами предпринимательской деятельности;

с приобретением резидентами у уполномоченных банков векселей, выписанных этими или другими уполномоченными банками, предъявлением их к оплате и получением по ним пла­тежа, взысканием по ним штрафных санкций, отчуждением указанных векселей уполномоченным банкам;

с иными валютными операциями, которые отнесены к бан­ковским в соответствии с законодательством РФ.

Юридические лица — резиденты могут без ограничений осу­ществлять валютные операции со средствами, зачисленными на зарубежные счета, за исключением валютных операций между резидентами. Физические лица — резиденты вправе без ограни­чений осуществлять валютные операции с использованием этих средств, не связанные с передачей имущества и оказанием ус­луг на территории РФ.

Расчеты физическими лицами — резидентами могут произ­водиться за счет средств, зачисленных на зарубежные счета, от­крытые в соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле», при осуществлении сле­дующих валютных операций:

передача валютных ценностей в дар Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию;

дарение валютных ценностей супругу или близким родст­венникам;

завещание валютных ценностей или получение их по праву наследования;

приобретение и отчуждение единичных денежных знаков и монет в целях коллекционирования;

перевод из Российской Федерации и получение в Россий­ской Федерации перевода без открытия банковских счетов в соответствии с порядком, установленным Центральным бан­ком РФ, который может предусматривать только ограничение суммы перевода, а также почтового перевода.

Валютные операции между нерезидентами на территории РФ в рублях осуществляются через банковские счета, открытые на территории РФ.

Нерезиденты имеют право без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов в зару­бежных банках на банковские счета в уполномоченных банках и, наоборот, со счетов в уполномоченных банках на счета в за­рубежных банках.

Нерезиденты могут совершать между собой валютные опе­рации с внутренними ценными бумагами на территории РФ. При этом должны выполняться требования антимонопольного законодательства РФ и законодательства РФ о рынке ценных бумаг.

Покупка и продажа иностранной валюты и чеков, номи­нальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в Российской Федерации производятся через уполномоченные банки в порядке, устанавливаемом Банком России. Покупка и продажа иностранной валюты минуя уполномоченные банки не допускаются в соответствии с Федеральным законом «О валют­ном регулировании и валютном контроле».

Уполномоченные банки имеют право покупать и продавать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке для осуще­ствления валютных операций с физическими лицами (неторговых валютных операций) в порядке, установленном Банком России.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, пре­дусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:

получение от нерезидентов на свои банковские счета в упол­номоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, при­читающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, работы, ус­луги, переданные им информацию и результаты интеллектуаль­ной деятельности;

возврат в Российскую Федерацию денежных средств, упла­ченных нерезидентам за неввезенные на таможенную террито­рию РФ товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности.

Для идентификации поступлений иностранной валюты в пользу резидентов и в целях учета валютных операций, в том числе при осуществлении обязательной продажи части валют­ной выручки, уполномоченные банки открывают резидентам текущий валютный счет и в связи с этим одновременно тран­зитный валютный счет. При этом каждому текущему валютно­му счету, открываемому по всем видам валют, должен соответ­ствовать транзитный валютный счет.

На транзитный валютный счет уполномоченным банком за­числяются в полном объеме все поступления иностранной ва­люты в пользу резидента, за исключением следующих денеж­ных средств, зачисляемых на текущий валютный счет:

1) денежных средств, поступающих с одного текущего ва­лютного счета резидента, открытого в уполномоченном банке, на другой текущий валютный счет этого резидента, открытый в этом уполномоченном банке;

2) денежных средств, поступающих от уполномоченного банка, в котором открыт текущий валютный счет резидента, по заключенным между ними договорам;

3) денежных средств, поступающих с текущего валютного счета одного резидента на текущий валютный счет другого ре­зидента, открытых в одном уполномоченном банке.

С транзитного валютного счета денежные средства списыва­ются: для осуществления продажи иностранной валюты; для оплаты расходов и иных платежей; для зачисления на текущий валютный счет резидента поступлений иностранной валюты.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в уполномоченных банках. Ино­странная валюта, получаемая юридическими и физическими лицами — резидентами, подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках, если иное не установле­но Банком России. Порядок открытия и ведения уполномочен­ными банками счетов резидентов в иностранной валюте уста­навливает Банк России.

Валютные операции между резидентами и нерезидентами, связанные с безналичными расчетами, осуществляются с ис­пользованием банковских счетов.

В соответствии с Федеральным законом «О валютном регу­лировании и валютном контроле» нерезиденты могут иметь сче­та в иностранной валюте и в рублях в уполномоченных банках.

Порядок открытия и ведения банковских счетов нерезиден­тов, открываемых на территории России, устанавливает Банк России.

Нерезиденты имеют право без ограничений перечислять иностранную валюту и валюту РФ со своих банковских счетов в банках за пределами территории России на свои банковские счета в уполномоченных банках.

Ограничений на ввоз резидентами и нерезидентами в Рос­сийскую Федерацию иностранной валюты нет.

Ввозимая иностранная валюта в сумме, превышающей экви­валент 3 тыс. долл. США, подлежит обязательному деклариро­ванию.

Документом, подтверждающим ввоз в Российскую Федера­цию наличной иностранной валюты физическим лицом (рези­дентом и нерезидентом), является документ, оформленный та­моженным органом (таможенная декларация).

Резиденты и нерезиденты имеют право вывозить из Россий­ской Федерации при соблюдении таможенных правил налич­ную иностранную валюту: ранее переведенную в Российскую Федерацию; ранее ввезенную в Российскую Федерацию; сня­тую со счета (вклада); приобретенную в банке; для командиро­вочных расходов.

При единовременном вывозе из Российской Федерации ре­зидентами и нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме:

не превышающей 3 тыс. долл. США включительно, — не требуется представления таможенным органам, производящим оформление, подтверждающих документов;

от 3 тыс. до 10 тыс. долл. США включительно — вывозимая наличная иностранная валюта подлежит декларированию путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму вы­возимой валюты;

более 10 тыс. долл. США — требуется представление в тамо­женный орган следующих подтверждающих документов: 1) на ранее переведенную в Российскую Федерацию валюту (справка о снятии со счета); 2) на ранее ввезенную в Российскую Феде­рацию иностранную валюту (таможенная декларация, оформ­ленная при въезде в Российскую Федерацию); 3) на снятую с валютного счета (вклада) иностранную валюту (справка о сня­тии со счета); 4) на купленную в уполномоченном банке (справка о покупке).

Пересчет сумм иностранной валюты, вывозимой физически­ми лицами (резидентами и нерезидентами) из Российской Фе­дерации, в суммы, эквивалентные долларам США, осуществля­ется с использованием курса российского рубля к иностранным валютам, установленного Банком России на дату таможенного оформления вывозимой валюты1.

Лицензирование валютных операций. Коммерческие банки, имеющие банковскую валютную лицензию (уполномоченные банки), являются основными участниками валютного рынка Российской Федерации.

Узкоспециальных валютных лицензий на совершение ис­ключительно валютных операций в смысле Федерального зако­на «О валютном регулировании и валютном контроле» не суще­ствует, а объем правомочий кредитной организации в валютной сфере определяется видом общей банковской лицензии, кото­рой она располагает в конкретный момент2. На территории России порядок лицензирования банковских валютных опера­ций регламентируется Федеральным законом «О банках и бан­ковской деятельности», Инструкцией Банка России от 14 янва­ря 2004 г. № 109-И «О порядке принятия Банком России реше­ния о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций».

Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России.

Лицензии, дающие право осуществлять операции с валют­ными ценностями, подразделяются на шесть видов:

1) на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);

2) на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вкла­ды денежных средств физических лиц);

3) на привлечение во вклады и размещение драгоценных ме­таллов;

4) на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях;

5) на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте;

6) генеральная лицензия. Уполномоченные банки, обладаю­ щие генеральной лицензией, имеют право осуществлять расче­ты по поручению иностранных банков по их банковским счетам, открывать филиалы за рубежом и участвовать в уставном капитале кредитных организаций — нерезидентов в порядке, установленном Банком России.

Валютные лицензии первого, второго и третьего видов могут выдаваться при создании банка. Валютные лицензии второго и третьего вида могут выдаваться как при создании банка, так и при расширении круга совершаемых банковских операций. Ли­цензии четвертого, пятого и шестого вида выдаются исключи­тельно при расширении круга совершаемых банком операций.

Все банковские лицензии выдаются без ограничения срока их действия.

Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в рее­стре выданных лицензий на осуществление банковских опера­ций. Реестр выданных кредитным организациям лицензий под лежит публикации в официальном издании Банка России «Вестнике Банка России» не реже одного раза в год. Изменения и дополнения в реестр уполномоченных банков, получивших разрешение или валютную лицензию, публикуются Банком России в месячный срок со дня их внесения в реестр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: