Объем дисциплины и виды учебных занятий

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество часов в соответствии с учебным планом
Всего часов в год  
Аудиторные занятия, из них:  
Лекции  
Практические занятия  
Самостоятельная работа  
Форма итогового контроля экзамен

Тематический план

Разделы (темы) дисциплины. Количество часов
Лек- ции Прак. занятия Всего
Введение. Место России в современном мировом сообществе цивилизаций.      
Раздел 1. Ключевые регионы мира на рубеже ХХ-ХХI вв.: тенденции развития.      
Тема 1.1.-1.2. Политическое, экономическое и социальное развитие ведущих государств и регионов мира на рубеже ХХ-ХХI вв.      
Раздел 2. Развитие СССР и его место в мире в 80-е годы ХХ в.      
Тема 2.1. СССР накануне перемен (вторая половина 70-х – первая половина 80-х гг.).   -  
Тема 2.2.-2.4. Дезинтеграционные процессы в Советском Союзе и Европе во второй половине 80-х гг.      
Раздел 3. Российская Федерация на рубеже ХХ – ХХI вв.      
Тема 3.1.-3.2. Социально-экономическое развитие Российской Федерации на рубеже ХХ-ХХI веков.      
Тема 3.4.-3.5. Формирование новой политической системы в России в конце ХХ – начале ХХI вв.      
Тема 3.7.-3.8. Реформы федеративного устройства России.      
Тема 3.10.-3.11. Культурные и духовно-нравственные ориентиры России в 1992-2012 гг.      
Раздел 4. Россия и мир в глобальных процессах современности.      
Тема 4.1-4.2. Межгосударственные конфликты в конце ХХ - начале ХХI вв.: причины, участники, политико-правовые средства их предотвращения и урегулирования. Усиление роли Росси в данном процессе.      
Тема 4.4.-4.5. Россия в мировом внешнеполитическом процессе. Перспективы развития Российской Федерации в современном мире.      
Итого:      

Программа курса

Введение. Место России в современном мировом сообществе

Цивилизаций.

Студент должен

знать:

- функции истории;

- методы и принципы научного познания исторического процесса;

- характерные признаки западноевропейской и восточной цивилизаций;

иметь представление:

- об основных задачах дисциплины «История»;

- о существующих в исторической науке взглядах на пути развития России;

- о факторах, сближающих и разделяющих Россию с западноевропейской и восточной цивилизациями;

уметь:

- использовать исторический инструментарий для анализа современного исторического процесса.

Понятия, составляющие содержание темы: исторический процесс, методы, принципы, функции истории, исторический источник, цивилизация.

Задачи и содержание дисциплины «История». Источники и научная литература по курсу. Порядок изучения дисциплины.

Понятие исторического процесса. Функции истории. Методы, подходы, принципы в научном познании исторического процесса. Типы мировых цивилизаций: западноевропейская, технологическая и восточная, традиционная. Их характерные признаки. Точки зрения в исторической науке на пути развития России. Факторы, сближающие и разделяющие Россию с западноевропейской и восточной цивилизациями.

Раздел 1. Тема 1.1.-1.2. Политическое, экономическое и социальное развитие ведущих государств и регионов мира на рубеже ХХ-ХХI вв.

Студент должен

знать:

- ключевые регионы мира и основные направления их развития на рубеже ХХ-ХХI вв.;

- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих регионов мира;

иметь представление:

- о факторах, оказавших влияние на развитие ключевых регионов мира во второй половине ХХ в.;

уметь:

- ориентироваться в современной экономической и политической ситуации, складывающейся в мире.

Понятия, составляющие содержание темы: биполярный мир, государство благосостояния, «функциональный социализм», «неоконсервативная революция», «средний класс», «белые воротнички», информационная или телекоммуникационная революция, монетаризм, АТЭС, НАФТА, «Большая двадцатка», «страны первого эшелона», индустриальная полупериферия, аграрная периферия.

Факторы, оказавшие влияние на формирование ключевых регионов мира во второй половине ХХ в.

Ключевые регионы на политической и экономической карте мира и специфика их развития на рубеже ХХ – ХХI вв.

Особенности экономического развития стран Европы и Америки в последней четверти ХХ – начале ХХI вв. Информационная технология и формирование инновационной модели экономики. Компьютерная революция и ее влияние на экономическую систему. Изменения в социальной структуре. Трансформация международного экономического пространства. Интеграционные процессы. Демографические сдвиги и миграционные процессы в основных регионах мира в конце ХХ – начале ХХI вв. Последствия мирового финансового кризиса на экономическое развитие ключевых регионов мира.

Особенности политического развития стран первого эшелона в последней четверти ХХ века: своеобразие спектра политических сил, изменение роли государства в важнейших сферах жизни общества, появление новых политических сил, всепланетарный масштаб утверждения демократической политической системы, демократических институтов и ценностей. Информатизация общества и ее влияние на систему политических отношений. Альтернативные политические движения на современном этапе.

Раздел 2. Тема 2.1. СССР накануне перемен (вторая половина 70-х – первая половина 80-х гг.).

Студент должен

знать:

- причины кризиса советского государства и общества во второй половине 70-х – первой половине 80-х гг.;

иметь представление:

- о внешнеполитической деятельности Советского государства;

- о состоянии советской экономики в рассматриваемый период;

- о состоянии советского общества на рубеже 70-80-х гг. ХХ столетия;

уметь:

- идентифицировать такое понятие как «кризис».

Понятия, составляющие содержание темы: «застой», «остаточный принцип», колхозно-кооперативная форма собственности, хиппи, номенклатура, «механизм торможения».

Противоречивый характер развития советской экономики в годы десятой и одиннадцатой пятилеток. Симптомы кризисных явлений.

Внутренняя политика государственной власти в СССР. Советское общество. Особенности идеологии и национальной политики. Проявления скрытого и открытого недовольства общества властью. Законотворчество власти и правовой нигилизм общества.

Объективные и субъективные причины кризиса советского общества и государства в первой половине 70-х – второй половине 80-х годов. Непомерная гонка вооружений, диспропорция в развитии города и деревни, промышленности и сельского хозяйства, отвлечение средств на освоение Сибири и Дальнего Востока, запаздывание в области научно-технического развития, экономическая замкнутость, неповоротливость централизованной системы управления народным хозяйством.

Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, «странами третьего мира».

Тема 2.2.-2.4. Дезинтеграционные процессы в Советском Союзе и Европе во второй половине 80-х гг.

Студент должен

знать:

- причины и последствия распада СССР;

- содержание важнейших законодательных актов, направленных на внедрение рыночных элементов в советскую экономику, реформирование политической системы в период «перестройки»;

иметь представление:

- об этапах, мерах, направленных на реформирование экономики;

- об основных процессах, характеризующих «перестройку» советской политической системы;

- о содержании концепции «нового политического мышления» и ее последствиях;

уметь:

- определить взаимосвязь изменений в СССР с процессами, которые имели место в Восточной Европе в конце 80-х – начале 90-х гг.

Понятия, составляющие содержание темы: антиалкогольная кампания, кооперация, «государственная приемка», программа «500 дней», политический плюрализм, ГКЧП, сепаратизм, «новое политическое мышление», «бархатные революции», ново-огаревский процесс.

Реформа экономики и управления (1985-1991 гг.). Внешние и внутренние факторы, оказавшие влияние на перемены в СССР. Образ перестройки как попытка модернизации СССР.

Этапы экономической реформы и их содержание. Курс на ускорение социально-экономического развития страны. Кадровая революция и реорганизация системы управления промышленностью и сельским хозяйством страны. Расширение сферы деятельности частного сектора. Законы СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», «О государственном предприятии (объединении)», «О кооперации в СССР» - шаги к рыночной экономике. Планы перехода к рынку. (С.С. Шаталин, Л.И. Абалкин, Г.А. Явлинский, А.Г. Аганбегян). Причины неудач в реформировании экономики.

Реформа советской политической системы (1985-1991 гг.). Демократизация общественной жизни. Рождение оппозиции. Эволюция взглядов политического руководства СССР на стратегию реформ. Изменения в Конституции СССР. Первые Съезды народных депутатов СССР. Новые политические лидеры (Ю.Н. Афанасьев, Б.Н. Ельцин, А.Д. Сахаров и др.). Закон «О свободе прессы и средствах массовой информации», Закон «Об общественных организациях», Закон «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР», «О въезде и выезде из СССР» и др. законы – шаги к созданию правового государства. Изменение роли и места КПСС в обществе. Создание многопартийности. Введение президентской формы правления. Особенности национальной политики. Значение гласности в духовном раскрепощении советского общества. Критика реформаторского курса.

Реализация основных направлений советской внешней политики в 1985-1991 гг. Концепция «нового политического мышления»: предпосылки появления, принципы, внешнеполитические установки. Достижение компромисса с США в вопросах сокращения потенциалов стратегических вооружений. Экономическое и политическое сближение с западноевропейскими странами. Сотрудничество с Западом в урегулировании региональных конфликтов в Азии, Латинской Америке и Африке. Нормализация межгосударственных отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Содействие реформированию политических режимов стран Восточной Европы. Объединение Германии. Последствия внешнеполитической деятельности СССР в период «перестройки».

Распад СССР. Стремление союзных республик к суверенитету. Рост национализма. Усилия союзного руководства по сохранению СССР. Новый союзный договор. ГКЧП. Причины и последствия распада СССР. Создание СНГ.

Раздел 3. Тема 3.1-3.2. Социально-экономическое развитие Российской Федерации на рубеже ХХ-ХХI веков.

Студент должен

знать:

- достижения и просчеты в ходе проведения социально-экономических преобразований в России в начале ХХI в.;

иметь представление:

- о политическом портрете «прорабов экономических преобразований»;

- о содержании «шоковой терапии» в российской экономике;

- об основных этапах и особенностях российской приватизации;

- об итогах экономической политики 90-х гг.

уметь:

- выявлять особенное в российской экономической политике по сравнению мировыми социально-экономическими процессами.

Понятия, составляющие содержание темы: приватизация, «шокотерапия», дефолт, антиолигархические настроения, ваучер, залоговые аукционы, монетизация льгот, естественные монополии.

Политический портрет Б.Н. Ельцина и его команды. Предпосылки радикальной экономической реформы. Идеологи либерального экономического курса: Е.Т. Гайдар, А.Н.Шохин, А.Б. Чубайс и др. Основные направления деятельности государства при переходе к рыночно-капиталистическим отношениям. Понятие «шоковой терапии», ее содержание. Социально-экономические последствия первого этапа либеральных реформ в России. Дискуссии об экономической политике в России в 1992–1993 гг.

Концепция приватизации, её этапы, их характеристика. Начало аграрной реформы в стране. Финансово-кредитная политика властей. Дефолт.

Достижения и причины просчетов экономической политики 90-х гг.

Социально-экономическое развитие России в 2000-2012 гг. Усиление роли государства в экономике. Динамика экономических преобразований. Достижения, просчеты. Формирование курса развития России накануне и в эпоху глобального финансово-экономического кризиса. Экономическое развитие России на современном этапе: тенденции, проблемы, перспективы.

Тема 3.4.-3.5. Формирование новой политической системы в России в конце ХХ – начале ХХI вв.

Студент должен

знать:

- этапы формирования российской государственности;

иметь представление:

- о политическом кризисе в России в 1992-1993 гг.;

- о развитии политической системы в 1994-1999 гг.;

- о содержании политической модернизации в начале ХХI века;

уметь:

- ориентироваться в современной политической ситуации в России.

Понятия, составляющие содержание темы: двоевластие 1993 года, институт полномочных представителей, титульная нация, толерантность.

Кризис власти. Двоевластие: борьба за власть между президентом РФ и Верховным Советом (конец 1992–1993 гг.). Вехи противостояния. Указы Б.Н. Ельцина «Об особом порядке управления страной до окончания кризиса власти»; «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». Постановление Верховного Совета РФ «О прекращении полномочий Президента РФ Ельцина Б.Н.». Расстрел «Белого дома». Конституция 1993 года и ее главные особенности.

Развитие политической системы в 1994-1999 гг. Федеральное собрание. Государственная Дума и ее особенности. Исполнительная власть. Президент России. Правительства под руководством В.С. Черномырдина, С.В. Кириенко, Е.М. Примакова, С.В. Степашина. Выборы Президента 1996 г. Выборы в Государственную Думу в 1999 г. Общественно - политическая жизнь и основные тенденции развития общественного сознания в 90- х годах ХХ в.

Президентские выборы в 2000 г., 2008 г., 2012 г. Особенности развития российской многопартийности. Введение института полномочных представителей. Усиление вертикали власти. Политические партии и общественные движения России. Развитие политической системы России на современном этапе: тенденции, проблемы.

Тема 3.7 .– 3.8. Реформы федеративного устройства России.

Студент должен

знать:

- содержание важнейших документов, направленных на формирование нового федеративного устройства России;

- сущность и причины локальных, региональных конфликтов в конце ХХ – начале XXI вв.

иметь представление:

- об этапах образования новой федерации;

- о мерах, принимаемых Центром для развития российского федерализма;

- о путях разрешения конфликтов, возникающих на этнической основе;

уметь:

- выявлять взаимосвязь центральных и региональных социально-экономических, политических и культурных проблем.

Понятия, составляющие содержание темы: федерализм, «парад суверенитетов», национально-территориальный принцип, центробежная и центростремительная тенденции, этнический, национализм, этнополитический процесс, этнический сепаратизм.

Основные этапы формирования новой Федерации в России. «Парад суверенитетов» 1990-1993 гг. Федеративный договор 1992 г. Развитие федерализма Конституцией РФ 1993 г. Договор об общественном согласии 1994 г. Поиск компромиссов. Решение проблем федерализации силовыми методами. Влияние экономического фактора на формирование нового федерализма.

Характерные черты развития российского федерализма в 2000-2011 гг. Совершенствование законодательной базы в отношениях между Центром и субъектами Федерации. Перераспределение функций между центральной и региональной властями. Изменения административно-территориального устройства страны. Итоги формирования нового федеративного устройства.

Этнополитические процессы в Российской Федерации. Основные этапы развития этнополитических процессов в истории современной России. Локальные межэтнические противоречия и конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг.: причины возникновения. Основные регионы, этапы активного проявления этнополитического процесса в современной России. «Чеченский кризис». Причины, участники, содержание, последствия вооруженного конфликта на Северном Кавказе. Правовые механизмы противодействия экстремизму. Пути, условия предотвращения национальных, региональных противоречий и конфликтов. Идеология толерантности.

Тема 3.10.-3.11. Культурные и духовно-нравственные ориентиры России в

Гг.

Студент должен

знать:

- о роли науки, культуры, религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

- содержание основных законодательных актов, направленных на сохранение свободы совести в современной России;

иметь представление:

- об условиях формирования культурно-духовного пространства нового российского общества;

- о ходе реформирования российского образования и науки;

- о тенденциях развития театра, кинематографа, живописи, музыки, средств массовой информации;

уметь:

- ориентироваться в современной конфессиональной ситуации.

Понятия, составляющие содержание темы: «массовая культура», информационная война, социалистический реализм, постмодернизм, религия, вероисповедная политика, экстремизм, терроризм, церковь, конфессия.

Формирование культурно-духовного пространства и культурного облика нового российского общества. Факторы, оказавшие влияние на видоизменение культурно-духовного пространства России, изменение шкалы общественных ценностей и сознания на протяжении 90-х годов. Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и распространение «массовой культуры». Характерные черты общественного сознания.

Особенности развития культурно-духовного пространства на рубеже ХХ – XXI вв. Интернет и мобильные средства связи в формировании новых отношений, характерных для информационного (сетевого) общества. Модернизация содержания образования. Развитие отечественной науки: проблемы и пути их преодоления. Литература и искусство. Роль творческой элиты в актуализации российской истории. Идеи «поликультурности».

Религиозный фактор и его роль в развитии и укреплении национальных традиций. «Кризис идентичности» и активизация религиозной жизни в современной России. Характер изменений в религиозной жизни России. Модели государственно-конфессиональных отношений. Особенности российской религиозности. Конфессиональное пространство современной России. Роль Русской православной церкви, других традиционных для России религий в воссоздании традиций и идеалов русской культуры. Религиозно-политический экстремизм и терроризм на Северном Кавказе. Гуманизм как ценностная основа диалога верующих и неверующих.

Законодательное обеспечение свободы совести в современной России. Конституция Российской Федерации (1993 г.) о свободе совести и свободе вероисповеданий. Закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.).

Раздел 4. Тема 4.1-4.2. Межгосударственные конфликты в конце ХХ - начале ХХ I вв.: причины, участники, политико-правовые средства их предотвращения и урегулирования. Усиление роли Росси в данном процессе.

Студент должен

знать:

- сущность, причины межгосударственных конфликтов конца XX – начала XXI в.;

- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

иметь представление:

- о разновидностях и специфике межгосударственных конфликтов;

- о роли России в предотвращении и урегулировании конфликтов, в том числе и на постсоветском пространстве;

уметь:

- идентифицировать межгосударственные конфликты.

Понятия, составляющие содержание темы: межгосударственный конфликт, мирное сосуществование, территориальная целостность и суверенитет, национальная безопасность, миротворческая деятельность.

Глобальные проблемы современности. Межгосударственные конфликты на рубеже XX – XXI вв.: сущность, причины возникновения, классификация. Особенности конфликтов, возникших на религиозной, межцивилизационной основе. Характерные черты современных международных конфликтов.

Политико-правовые средства предотвращения и урегулирования межгосударственных конфликтов. Принципы международного права в урегулировании конфликтов. Методы предотвращения межгосударственных конфликтов. Международные межправительственные и неправительственные организации и их роль в предотвращении конфликтов. Назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности, в том числе и на постсоветском пространстве. Российская Федерация в планах международных организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество. Миротворческая деятельность. Роль Российской Федерации в миротворческой деятельности по предотвращению и урегулированию межгосударственных конфликтов.

Тема 4.4.-4.5. Россия в мировом внешнеполитическом процессе. Перспективы развития Российской Федерации в современном мире.

Студент должен

знать:

- основные направления современной внешней политики Российской Федерации;

иметь представление:

- о геополитическом положении современной России;

уметь:

- проводить рационально-критический анализ внешней политики Российской Федерации, ее действий на международной арене и мер, принимаемых руководством государства для обеспечения национальной безопасности.

Понятия, составляющие содержание темы: геополитика, глобальные процессы, национальные интересы, интеграция.

Геополитическое положение современной России. Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Международные доктрины об устройстве мира. Место и роль России в этих проектах. Направления внешней политики России.

Партнёрство России с США. Потенциал российско-американского сотрудничества. Борьба с международным терроризмом. Глобальная программа НАТО и политические ориентиры России.

Партнёрство с Европейским союзом. Налаживание российско-европейского сотрудничества. Европейская энергетическая хартия и позиция России.

Россия и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Шанхайская декларация. Россия и «Большой Восток». Возвращение России в страны Латинской Америки и Африки.

Интеграционные и дезинтеграционные тенденции в Содружестве Независимых Государств. Разработка стратегии многосторонней интеграции. Политика консолидации СНГ. Союзное государство России и Беларуси. Таможенный союз.

Мировой экономический кризис и его влияние на политическую карту мира.

Тематический план семинарских и практических занятий

№№ п/п Тема семинарского (практического) занятия Колич. час.
1. Введение. Тема 1. Место России в современном мировом сообществе цивилизаций. (Семинар-диспут с подготовкой и защитой группового задания проектного характера).  
2. Раздел 1. Тема 1.3. Интеграционные, поликультурные, миграционные и иные процессы политического и экономического развития ведущих регионов мира: тенденции формирования, сопутствующие проблемы, способы их разрешения. (Семинар).  
3. Раздел 2.Тема 2.5. Итоги перестройки. Причины и последствия распада СССР. (Учебная дискуссия).  
4. Раздел 3. Тема 3.3. Содержание и последствия социально-экономических преобразований в России в начале ХХI в.: достижения и просчеты. (Практикум)  
5. Тема 3.6. Проблемы государственного строительства суверенной России. (Семинар).  
6. Тема 3.9. Сущность и причины локальных национальных, религиозных конфликтов на постсоветском пространстве и пути их разрешения. (Обсуждение ключевых проблем, поставленных в лекциях, в форме управляемой дискуссии).  
7. Тема 3.12. Роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций. (Практическое занятие).  
8. Раздел 4. Тема 4.3. Назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности. (Практическое занятие).  
9. Тема 4.6. Перспективы развития Российской Федерации в современном мире. (Круглый стол).    
  ИТОГО  

Планы семинарских (практических) занятий

Введение. Тема 1. Семинар-диспут с подготовкой и защитой группового задания проектного характера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: