Метод 2: каталепсия глазных век

При этом, как и при всех других тестах, важно выбрать правильный момент, чтобы дать приблизительно такое внушение:
"Вы совершенно спокойны и расслаблены. Все мышцы Вашего тела расслаблены: мышцы головы, шеи, плеч, рук, ног, всего тела расслаблены. Ваше дыхание глубоко, медленно и равномерно. Вам очень-очень хочется спать.
Вы ощущаете приятное тепло, чувствуете себя хорошо. Вы осознаете, что не слышите ничего, кроме моего голоса. Вы чувствуете, что Ваши веки становятся очень-очень тяжелыми, как свинец. Ваши веки как будто склеены, и. когда Вы пытаетесь их раскрыть, они остаются закрытыми, пока я не дам приказание, открыть их. Они закрыты, склеены, и, чем больше Вы пытаетесь их раскрыть, тем крепче они закрываются и склеиваются. Спокойно попытайтесь раскрыть их — и Вы убедитесь, что это невозможно."
Почти во всех случаях пациент после этого внушения не в состоянии открыть свои глаза. Если же это ему удастся, что скажем ему, что он оказывал определенное сопротивление, поэтому и не подействовали предыдущие внушения и сон. Мы посоветуем ему сконцентрироваться на сне, но не стараться держать глаза открытыми или добровольно их закрывать. Своими пальцами мы затем слегка надавливаем на вели пациента и легко закрываем их. При этом мы ему говорим, что при следующем сеансе он попадает в более глубокое состояние расслабления, подобное сну.
После этого мы вновь возобновляем внушение сна, чтобы после их воздействия перейти к следующему тесту (некоторые пациенты, у которых тест на каталепсию глазных век проходит негативно, тем не менее могут впасть в очень глубокий транс).

МЕТОД 3: АНЕСТЕЗИЯ

Достижению в анестезии предшествует внушение гиперестезии (сверхчувствительности), достичь которой легче. Для этого мы даем пациенту следующее внушение:
"Представьте себе, что Вы ходите по большому помещению, Вы котором стоит ванна с горячей водой, испускающей пар. В тот момент, когдт Вы увидите ванну, в поднимаете свою правую кисть. Поднимается вся Ваша рука. Опустите ее снова. Теперь приблизьтесь к ванне, Вы хотите узнать температуру воды. Вы опускаете правую кисть в ванну и чувствуете сильный жар. В тот момент, когда Вы почувствуете жар. Вы мне это покажете, поднимая кисть.
Ваша кисть поднимается, это очень хорошо. Теперь я дотронусь до тыльной стороны Вашей правой кисти острием иглы. Ваша рука стала настолько чувствительной, что Вы ощущаете при этом очень сильную боль. Теперь
22 Эзотерика, т. 3
я дотронусь до другой Вашей кисти, и Вы не ощущаете никакой боли."
Как только мы касаемся правой кисти пациента, его лицо искажается от боли. Но если он на обеих кистях не показывает никакой повышенной чувствительности, то мы говорим ему, что ему для этого нужна определенная тренировка, прежде чем он почувствует различие, и что мы абсолютно уверены в успехе при его следующей попытке.
Если достигнута гиперестезия, то можно переходить к анестезии. В большинстве случаев на первом сеансе мы не добиваемся полной безболезненности, но все же можем снизить сенсорную чувствительность. С этой целью мы даем внушение по следующему образцу:
"В то время как Ваша правая кисть стала очень чувствительной, левая потеряла чувствительность. Если я ее колю, Вы не чувствуете настоящей боли, как в другой кисти. Представьте себе, что на Вашей кисти толстая кожаная перчатка. Если Вы представляете себе эту перчатку, то покажите мне это поднятием кисти. Ваша рука ощущает эту перчатку, и, когда я колю иглой, у Вас создается впечатление, что я колю только в перчатку. (Кисть поднимается.)
Теперь я дам Вам почувствовать разницу, уколов сперва одну, а затем другую кисть (выполняем это обещание). Теперь Ваша левая кисть становится все менее чувствительной, глухой к боли. Онемение охватило всю кисть, пальцы и кулак. У Вас возникает впечатление, что Ваша кисть сделана из дерева. Вы больше не ощущаете боли. Ощущаете онемение?"
Если пациент отвечает, что еще чувствует боль, мы ему говорим, что она значительно слабее, чем боль в другой кисти. И что на следующем сеансе он будет еще меньше ощущать своей левой кистью.

МЕТОД 4: АМНЕЗИЯ

После анестезии мы углубляем транс достижением амнезии (форма нарушения памяти с пробелами в воспоминании, которая часто сопровождается глубоким трансом: но случается и так, что глубокий транс наступает и без амнезии). Она отличается от ранее описанных гипнотических феноменов тем, что ее можно установить только после пробуждения пациента.
Амнезия может возникать как спонтанно, так и вызываться постгипнотическими внушениями. Для факта ее установления мы начинаем с выяснения обстоятельств, вероятно забытых пациентом во время транса. Если же он помнит все, но для психотерапевтической работы желательна амнезия, то мы подвергаем его определенному тренингу с целью побудить его забыть определенные аспекты транса или вообще весь процесс. Здесь оправдывает себя следующий способ.
Непосредственно пред окончанием следующего сеанса мы даем нашему пациенту задание представить себе, что он заснул у себя дома и видел сон. Вскоре после этого мы внушаем ему, что он должен проснуться и открыть глаза — после чего он находится под впечатлением того, что действительно проснулся из глубокого сна. Он отчетливо вспоминает свой сон, а о других событиях транса он вспоминает нечетко. Некоторые из них он может и вовсе забыть.
Если во время этого сеанса мы смогли установить у нашего пациента лишь частичную амнезию, то на следующем сеансе мы говорим ему, что это нормальное явление и только помогает в терапии. Мы добавляем, что забыть было бы очень легко, если бы он отвлекал свое внимание от некоторых вещей, и как пример приводим ему те события, которые пациент забыл во время последнего транса. Мы объявляем ему, что сегодня он забудет большую часть, если не все события сеанса.
В заключение мы внушаем ему, что перед пробуждением он увидит сон и проснется, как только его увидит. Мы скажем ему, что хотя после пробуждения он и будет помнить свой сон, но большинство или даже все другие события забудет.
Теперь мы владеем нашим пациентом настолько, что с помощью внушаемых приказов можем влиять на него так же, как и сами на себя в состоянии сознания Пси.

ГЕТЕРОВНУШЕНИЯ

Прежде чем мы даем пациенту внушаемый приказ, мы должны позаботиться о том, чтобы он внезапно не проснулся из гипнотического транса. Если мы хотим его опросить, например, с целью психоанализа о его собственной личности или во время регрессивного сеанса (см. лекцию 20) о его прежних земных жизнях, то мы даем ему такое, например, внушение:
"Вы совершенно расслаблены, совершенно свободны, Вы спите. Хотя Вы спите, Вы можете со мной говорить. Вы можете отвечать на мои вопросы не просыпаясь, не просыпаясь. Вы говорите, как люди говорят во сне."
Первые вопросы, которые мы задаем, должны быть простыми — например, фамилии, профессии и так далее — и не вызывать страх. Позднее, во время анализа, мы сможем применять технический прием свободной ассоциации и побуждать нашего пациента выразить первую мысль, которая пришла ему в голову. При гипнотических регрессиях мы поступаем в соответствии с приведенными в лекции 20 правилами для самогипнотических регрессий.
Теперь мы, разумеется, можем вмешаться и в субкортикальные механизмы переработки и регуляции нашего пациента, чтобы там достичь всех тех эффектов, которые мы сами у себя вызываем в состоянии сознания Пси самовнушаемыми формулами: для этого мы должны лишь дать ему соответствующие внушения (которые мы модифицируем в зависимости от желаемой цели).
Следующим феноменом гипноза является феномен положительных сенсорных галлюцинаций. Они соответствуют самовнушаемо вызывавшимися нами воображениям и вызываются в первую очередь теми гипнотизерами, которые на сцене гипнотизируют добровольцев на удивление и для развлечение публики: они внушают этим людям, что им, например, ужасно жарко (после чего они начинают снимать одежду), или что они — курица (загипнотизированный начинает более или менее удачно подражать движениям и голосу курицы).
Такое дешевое сценическое "колдовство" — не в наших интересах, но положительные сенсорные галлюцинации могут успешно внушаться с целью расслабления:
"Теперь Вы представляете себе, что мы с Вами выходим из этого помещения. Теперь мы находимся на усеянном цветами весеннем лугу. Погода чудесная, с безоблачного неба сияет солнце, поют птицы, а вдали журчит ручеек.
338
Я хочу, чтобы Вы представили себе эту сцену как можно нагляднее и подняли Вашу кисть, если Вы увидите то, что я Вам опишу.
Перед нами находится высокая береза со светло-зелеными листьями. Посмотрите на березу, Вы ее видите? (Пациент поднимает кисть.) Вы внимательно рассматриваете березу. На одной из ее веток сидит птица. Если Вы ее видите, поднимите кисть. Птица начинает петь. Вы слышите ее? Если Вы ее слышите, покажите мне это, подняв кисть."


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: