Место и роль психологии в системе человекознания

Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Известно, что философия и ее составная часть – теория познания (гносеология) решает вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактует психику как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология же выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии (рис. 1).

Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

Рис. 2. Место психологии в системе наук согласно классификации А. Кедрова

Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и психической деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.

Особое место в становлении психологии принадлежит философии. Действительно, решение вопроса о том, почему мир устроен так, а не иначе, выделение оснований познания действительности всегда было связано с изучением того, кому этот мир представлен, "с познанием самого себя". Такое понятие как "душа", "сознание", "Я" первоначально не были психологическими и их разработка – от древности до наших дней – была усвоением условий познания вообще. Душа как предмет познания, т. е. "наука о душе" возникла в учении Аристотеля. В трактате "О душе" он систематизировал имеющиеся представления, ввел различия, необходимые для построения нашей науки, выделил основные психические процессы. Многие философы прошлого, как и современные, были авторами оригинальных психологических концепций, описаний законов психической жизни – восприятия, мышления, эмоциональных состояний. Вместе с тем, философское представление человека является обобщенным и особенности конкретного, индивидуального человека не становятся в философии предметом специального изучения.

Психология изучает психику человека как индивида, личности и индивидуальности и её проявления в деятельности, поведении и общении. Условия профессиональной деятельности в области психологии немыслимы без привлечения данных практически всех гуманитарных и частично – естественных наук. Без философии и антропологии, социологии и педагогики, физиологии и медицины, лингвистики и культурологи, математики и экономики, политологии и истории не может состояться психологическое знание, ибо оно интегративно по своей природе. В психологическом знании как в фокусе линзы сводятся лучи, освещающие самые различные стороны бытия и сознания людей. Поэтому и среди психологических проблем, обсуждаемых в настоящем учебном курсе, встречаются и такие, которые, на первый взгляд, уводят в другие области науки – социологию, философию, физиологию и т.д. Это не уход от психологической проблематики, а научный способ её разработки, обусловленный целостностью изучаемого предмета и объекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: