Графический организатор материала

Лекция 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии

Содержание

1. Предмет, структура и задачи возрастной психологии как науки и области практической деятельности.

2. История возрастной психологии: основные этапы становления и развития.

3. Основные научные категории в возрастной психологии: понятия “развитие” и “возраст”.

4. Исследовательские стратегии, методы и методики в возрастной психологии.

5. Классификация исследовательских методов и общая характеристика четырех основных групп (описательные, диагностические, экспериментальные и формирующие).

Возрастная психология – раздел психологической науки, изучающий закономерности психического развития человека в онтогенезе, особенности психических процессов и личности на различных стадиях жизненного цикла от рождения до завершения жизненного пути.

В качестве основных разделов возрастной психологии выступают:

психология развития (изучает наиболее общие, теоретические вопросы возрастной психологии);

детская психология (изучает психическое развитие ребенка от рождения до 7 лет);

психология младшего школьника (изучает психическое развитие ребенка от 6–7 до 12 лет);

психология подросткового возраста и юности (изучает психическое развитие от 12 до 21 года);

психология взрослости (изучает психическое развитие человека до 65 лет);

геронтопсихология (психология старости).

Разработанность каждого из разделов возрастной психологии неодинакова: наиболее разработанными можно считать общетеоретический раздел (психология развития), детскую психологию и психологию подростка.

Возрастная психология занимает особое место в системе психолого-педагогических дисциплин, направленных на подготовку будущего учителя независимо от той конкретной специальности, которую он осваивает. Возрастно-психологические знания позволяют понять особенности психической жизни, поведения, сознания, деятельности, познавательных ресурсов обучающихся в зависимости от возрастного периода их развития, что, в свою очередь, помогает осуществить возрастной подход в обучении детей, подростков, юношей или взрослых. Возрастная психология изучает саму природу и закономерности психического развития, без понимания которых невозможно осуществлять развивающее обучение и личностно-ориентированное образование. Возрастная психология позволяет современному учителю проектировать и реализовывать на практике ресурсно-ориентированный подход, направленный на актуализацию и развитие всех позитивных потенциалов возраста или, иначе говоря, проектировать образовательный процесс как пространство нормального развития обучающихся.

Как раздел психологической науки возрастная психология непосредственно связана с общей и социальной психологией, с педагогической психологией, педагогикой, психологией индивидуальных различий и другими науками, изучающими и проектирующими современный образовательный процесс.

Теоретические и практические задачи возрастной психологии:

 изучение движущих сил и источников психического развития ребенка;

 построение периодизации психического развития в онтогенезе;

 характеристика качественного своеобразия развития личности и психических процессов на каждой стадии онтогенеза;

 контроль за ходом и динамикой психического развития; профилактика, коррекция и оптимизация психического развития на основе возможностей обучения и воспитания.

В истории возрастной психологии можно условно выделить несколько этапов, каждый из которых имеет особое значение для развития ее как научной области и как практики психологической помощи. Первым из них считается донаучный этап, уходящий в глубину веков, в ходе которого философы, врачи, педагоги, писатели выделяли основные проблемы развития внутреннего мира и поведения человека, требующие специального изучения и понимания, в том числе и вопрос о своеобразии психической жизни человека в различные периоды его жизни. В этот период были получены описания поведения и особенностей познания и деятельности детей и взрослых и предложены первые периодизации психического развития. Чрезвычайно большое значение для становления возрастной психологии имели идеи Ж.-Ж. Руссо, эволюционное учение Ч. Дарвина.

Начало систематического изучения детского развития, а значит и собственно первый научный этап в становлении возрастной психологии, связывают с именами В. Прейера, Ст. Холла и относят к последней трети XIX века. Этот период, длящийся до начала XX столетия, можно условно назвать описательным, поскольку в его ходе в качестве основной научной задачи ставилась задача сбора научных данных об особенностях развития маленьких детей и подростков, изучались их речь, мышление, память, восприятие, любимые занятия и отношения со взрослыми. Уже с начала XX столетия на основе накопленных научных фактов начали создаваться первые теории психического развития, пытавшиеся объяснить характер различий в поведении и сознании детей и подростков. Именно поэтому второй научный этап в развитии возрастной психологии (до середины XX столетия) обозначают как теоретический, или объяснительный.

Начиная со второй половины XX столетия ученые, опираясь на достаточно большое количество теорий психического развития, предпринимают систематические попытки проектирования психологически целесообразных методов воспитания и обучения детей дошкольного или младшего школьного возрастов, подростков, юношей и взрослых, вот почему этот, третий, этап можно назвать проектировочным. В качестве примеров педагогических проектов выдающихся отечественных психологов можно назвать технологии развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, технологию безотметочного обучения, или гуманную педагогику, Ш. А. Амонашвили и ряд других.

Основными научными категориями, изучаемыми в возрастной психологии, являются две: психическое развитие и психологический возраст, сущность которых будет рассматриваться в следующей лекции. Возрастная психология доказывает, что психическое развитие подчиняется специфическим закономерностям и законам, например, таким, как закон гетерохронности (неравномерности) развития или закон затухания темпов психического развития в онтогенезе. В возрастной психологии доказано, что психологический возраст имеет особое соотношение с биологическим и хронологическим возрастами и не тождественен им. В бытовой речи это несоответствие хронологического и психологического возрастов отражается в таких устойчивых выражениях, как “маленький старичок” (о чрезвычайно серьезном ребенке) или “большой ребенок” (о непосредственном или эгоистичном взрослом).

Как наука возрастная психология использует общенаучные и специфичные методы исследования психического развития. В качестве общенаучных методов можно назвать наблюдение и эксперимент, а в качестве специфическиханализ продуктов детской деятельности, близнецовый метод, метод клинической беседы Ж. Пиаже, тесты, анализ детской игры, проективные рисуночные методы. Критериями научности исследования в возрастной психологии являются объективность, достоверность, валидность, повторяемость воспроизведения, репрезентативность выборки. Все исследовательские методы разделяются на четыре группы в зависимости от типа исследовательской задачи, решаемых ими:

описательные методы, позволяющие получить объективные и достоверные описания или факты психического развития: наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, анализ продуктов детской деятельности, проективные методики;

диагностические, точнее, измерительные методы, позволяющие измерить и сравнить различные параметры психического развития (памяти, речи, произвольности поведения, коммуникативной компетентности и т. д.) – это тесты, или краткие стандартизированные испытания, позволяющие получать количественное выражение изучаемого явления;

объяснительные методы, устанавливающие причинно-следственные связи между теми или иными фактами, возникающими в естественном ходе психического развития детей или взрослых. К ним относят, прежде всего, эксперимент, получивший название констатирующий;

формирующие методы, позволяющие изучать то или иное психологическое явление путем создания специфических условий, порождающих его в искусственных ситуациях, – экспериментально-генетический, генетико-моделирующий или формирующий эксперимент.

Исследование в возрастной психологии осуществляется в нескольких формах: “ продольного ”, или лонгитюдного, исследования и в формепоперечных срезов ”. В первом случае изучаются изменения в психике одних и тех же испытуемых на протяжении нескольких лет (например, от 2 до 10 лет), во втором – одновременно изучается интересующий нас параметр психического развития в разных возрастных группах. Используются и биографические методы, или методы “психологии жизненного пути”, которые выступают как предельный вариант констатирующей стратегии исследования.

Немалое значение для возрастной психологии имеет так называемый метод (точнее форма) кросс-культурных исследований для решения теоретических научных задач возрастной психологии, при котором проводятся сравнительные исследования каких-то сторон психического развития детей, подростков или юношей в различных культурах (например, особенности игр детей разных стран, особенности протекания подросткового кризиса у детей европейских и африканских народов).

Графический организатор материала

Рис. Классификация методов исследования в возрастной психологии
по типу исследовательской задачи (по А. Б. Орлову)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: