Графический организатор материала

Рис. Структура педагогической деятельности (по А.К. Марковой)

Лекция 23. Педагогическое общение и сотрудничество

Содержание

1. Педагогическое общение как форма учебного взаимодействия, учебно-педагогического сотрудничества. Специфика педагогического общения.

2. Задачи, этапы, средства, уровни педагогического общения.

3. Сотрудничество как основа современного образовательного процесса.

4. Педагогическая ситуация и конфликт в педагогической деятельности и общении.

В процессе своего труда учитель организует взаимодействие с учащимися и между учащимися в форме общения и сотрудничества.

Педагогическое общение – форма учебного взаимодействия, учебно-педагогического сотрудничества. Педагогическое общение – профессиональное общение педагога с учащимися в процессе обучения и воспитания, имеющее педагогические функции, направленное на создание благоприятного психологического климата и оптимизацию учебной деятельности и отношений между субъектами образовательного процесса [2].

Специфика педагогического общения заключается в том, что оно выполняет функции обучения и воспитания, имеет характер взаимодействия по схеме «человек – человек», реализует функцию фасилитации (учитель помогает ученику, облегчает возможность самовыражения).

Коммуникативные задачи, решаемые в процессе педагогического общения:

 взаимообмен информацией, установление коммуникации «учитель – ученик»;

 взаимопознание, взаимное умение посмотреть на себя глазами партнера по общению, взаимокоррекция поведения;

 мобилизация резервов всех участников общения;

 организация совместной деятельности;

 разумная, педагогически целесообразная самопрезентация, самовыражение личности учителя и учеников;

 взаимное удовлетворение от общения.

Этапы педагогического общения:

1) моделирование предстоящего общения с классом (прогностический этап);

2) начало и организация непосредственного общения с классом;

3) управление общением в развивающемся образовательном процессе, общение для решения педагогических задач;

4) анализ осуществленного общения и прогноз нового в предстоящих видах деятельности.

Средства воздействия и обращения учителя:

 организующие (инструкции, распоряжения, наставления, просьбы, побуждения, вопросы и др.);

 оценивающие (положительные и отрицательные оценки, развернутые и краткие характеристики, жесты, мимика и др.);

 дисциплинирующие (замечания, вопросы, утверждения, интонация, жесты и др.).

При повышении уровня понимания субъектов общения уменьшается количество воздействий, но расширяется их репертуар, повышается количество положительных оценок, происходит переход от прямых воздействий к косвенным.

Педагогическое общение может осуществляться на разных уровнях, но наиболее адекватным, педагогически целесообразным является уровень субъектно-субъектных отношений, уровень деловых, партнерских, сотруднических отношений, характеризующийся общностью цели и согласованностью действий и усилий участников общения.

Основой современного образовательного процесса является сотрудничество. «Сотрудничество – это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности…

В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом познавательных интересов учащихся» (Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе). – М., 2001).

Сотрудничество характеризуется пространственным и временным соприсутствием, единством цели, организацией и управлением деятельностью, разделением функций, действий и операций, наличием межличностных отношений.

Сотрудничество оказывает положительное влияние на учебную и педагогическую деятельность. При организации сотруднических отношений возрастает объем усваиваемого материала, глубина понимания и снижаются временные затраты; растет познавательная активность, творческая самостоятельность учащихся и снижаются дисциплинарные трудности; повышается учебная мотивация; повышается возможность индивидуализации обучения; учащиеся приобретают важные социальные навыки.

Фазы сотрудничества (В. Я. Ляудис – В. П. Панюшкин):

1) приобщение к деятельности: разделенные между учителем и учащимися действия – имитирующие действия учащихся – подражательные действия учащихся;

2) согласование деятельности учащихся с учителем: саморегулируемые действия учащихся – самоорганизуемые действия учащихся – самопобуждаемые действия учащихся;

3) партнерство в совершенствовании освоения деятельности.

В педагогической деятельности нет четкой границы между ситуацией и конфликтом, т. к. ученики не всегда могут открыто заявить о своих позициях, отстаивать свою правоту.

Педагогическая ситуация определяется Н. В. Кузьминой как «реальная обстановка в учебной группе и в сложной системе отношений и взаимоотношений учащихся, которую нужно учитывать при принятии решения о способах воздействия на них» [3]. В педагогических ситуациях перед учителем наиболее отчетливо встает задача управления деятельностью ученика. При ее решении учителю надо уметь вставать на точку зрения ученика, имитировать его рассуждения, понимать, как ученик воспринимает сложившуюся ситуацию, почему он поступил именно так.

Конфликт в психологии определяется как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями (Психологический словарь / под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Академ. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1983. – 448 с.).

В педагогической деятельности и общении конфликт часто проявляется как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка. Правильно реагируя на поведение ребенка, учитель берет ситуацию под собственный контроль и восстанавливает порядок. Поспешность в оценках поступка часто приводит к ошибкам, вызывает возмущение у ученика несправедливостью со стороны учителя, и тогда педагогическая ситуация переходит в конфликт.

Виды педагогических ситуаций и конфликтов (по М. М. Рыбаковой). Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить следующие:

– ситуации (конфликты) деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;

– ситуации (конфликты) поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, и вне школы;

– ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общений в процессе педагогической деятельности.

А. Б. Добрович выделяет некоторые особенности педагогических конфликтов, отмечая следующее:

– профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации: ведь школа – модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми;

– участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель – ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте;

– разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их разрешении;

– различное понимание событий и их причин участниками (конфликт “глазами учителя” и “глазами ученика” видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику – справиться со своими эмоциями, подчинить их разуму;

– присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;

– профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;

– всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики;

– конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить [1].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: