Раздел 3. Структура и содержание дисциплины

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ ИНСТИТУТ»

(ГГХПИ)

Методические указания по освоению дисциплины

« Русский язык и культура речи»

для студентов заочной формы обучения

Общая трудоемкость – 3 (з.е.) или 108 час.

пос. Электроизолятор

2014 г.

Раздел 1. Общие положения

Цели дисциплины

Целью дисциплины «Русский язык и культура речи» является:

– повышение уровня общей речевой культуры будущего специалиста;

– совершенствование навыков правильной, нормативно выдержанной литературной и деловой письменной и устной речи;

– пробуждение интереса к русскому языку как национальному достоянию;

– формирование уважительного и бережного отношения к русскому языку;

– повышение уровня общей культуры мышления и общения.

Задачи дисциплины

Изучение дисциплины _«Русский язык и культура речи» направлено на решение следующих задач:

– сформировать у обучаемых системный взгляд на язык как социальное явление;

– выработать умение грамотно строить языковое общение, различать и умело использовать стилистическое богатство русского языка;

– научить создавать, находить, анализировать и контекстно обрабатывать информацию учебного, научного и профессионального характера;

– сформировать умения самостоятельно создавать профессионально значимые речевые произведения (письменные, устные);

– научить логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

– сформировать системный взгляд на ценностные нормы, регулирующие речевое поведение обучаемых;

– содействовать воспитанию личной и социальной ответственности каждого студента за состояние речевой культуры того коллектива, где он живёт, учится и работает;

– воспитать готовность к межкультурной коммуникации.

Дисциплина русский язык и культура речи относится к профессиональному циклу.

Место дисциплины в учебном плане

Дисциплина Русский язык и культура речи взаимосвязана с такими науками и курсами как лингвистика, стилистика, языкознание. В процессе обучения на основе данной программы студенты должны осознать различие между языком и речью, глубже осмыслить функции языка как средства выражения понятий, мыслей и средства общения между людьми, углубить знания о стилистическом расслоении современного русского языка, о качествах литературной речи, о нормах русского литературного языка. Знать наиболее употребительные выразительные средства русского литературного языка.

Все дисциплины специальностей, по которым ведется подготовка в институте, имеют интегративные связи с содержанием курса «Русский язык и культура речи». Дисциплина «Русский язык и культура речи» является компонентом системы гуманитарных дисциплин, что обусловливает её тесную связь с теоретическими курсами «Речевая коммуникация», «Культура и техника речи экскурсовода», «Риторика» в соответствии с учебными планами.

Раздел 2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины и планируемые результаты обучения

Студенты, завершившие изучение дисциплины Русский язык и культура речи, должны обладать следующими компетенциями:

–способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь-ОК-6;

–владением культурой мышления, способен к обобщению и анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения-ОК-1;

–осознанием значимости своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности-ОК-11;

– способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать их возможное развитие в будущем – ОК-4;

– готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе- ОК-7;

– способностью к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства-ОК-9;

–способностью критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков-ОК-10.

– способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и аналитический отчёт – (ПК-9);

– способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии – (ПК- 12).

Изучив курс, студент должен знать:

– связь языка и истории, культуры русского и других народов;

– смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

– основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

–орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

– нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Должен уметь:

– осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

– анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

– проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

– извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

– создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

– применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

– соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

Владеть навыками:

- создания текстов в устной и письменной форме, различать элементы нормированной и ненормированной речи, редактировать собственные тексты и тексты других авторов.

– речевого общения, с соблюдением норм литературного языка

Раздел 3. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет:

2 зачетные единицы, 108 часов, из них 12 часов аудиторных, лекционных 4, практических8

Структура дисциплины

№ п/п   Разделы, темы дисциплины Виды учебной работы, час.
    лекции Практические Самостоятельная работа
         
1. Раздел 1. Язык- знаковая система.      
2. Раздел 2. Современный русский язык и его формы.        
3. Раздел 3. Нормы современного русского языка      
4. Раздел 4. Функциональные стили. Подстили речи, жанры        
5. 5. Основы ораторского искусства.      
  Итого:      

3.2 Тематический план дисциплины.

№ п/п Раздел (название) Название темы, литература Содержание (не более 2-3 строк) Коды формируемых компетенций
1. Раздел 1.Язык – знаковая система.   1.1.Происхождение современного языка. 1.2.Современный русский язык и его функции. 1.3.Речь и язык. Характеристика основных понятий, особенностей и признаков. а)основная литература[6.1.1.; 6.1.2; 6.1.3]; б)дополнительная литература [6.2.1.; 6.2.2.; 6.7.1.]     Русский язык как система. Два типа знаков: естественные(знаки-признаки) и искусственные (знаки-информанты).Функции языка. (ОК-11, ПК-12)
2. Раздел 2. Современный русский язык и его формы.   2.1.Национальный язык и его высшая форма – литературный. 2.2.Диалекты, просторечие, жаргон. а)основная литература[6.1.1.; 6.1.2; 6.1.3]; б)дополнительная литература [6.2.1.; 6.2.2.; 6.7.1.]     Современный национальный русский язык существует в нескольких формах. Ведущую роль играет литературный язык — образцовый, нормированный (соответствующий обязательным нормам) язык, прошедший длительную обработку в текстах великих мастеров слова. Он существует в устной и письменной форме. За пределами литературного языка находятся диалекты, профессиональные разновидности языка (профессионализмы), жаргоны, просторечие.   (ОК-6, ОК-1), (ПК-12)
3. Раздел 3. Нормы современного русского языка.     3.1.Орфоэпические нормы. Акцентологические нормы. Лексические нормы. 3.2.Морфологические и Синтаксические нормы.   а)основная литература[6.1.1.; 6.1.2; 6.1.3]; б)дополнительная литература [6.2.1.; 6.2.2.; 6.7.1.]   Орфоэпия – совокупность правил нормативного литературного произношения. Орфоэпические нормы включают нормы произношения звуков и нормы ударения (акцентологические нормы).     (ОК-4, ОК-7)
4. . Раздел 4. Функциональные стили. Подстили речи, жанры   4.1.Функциональные стили. Языковые особенности научной речи. 4.2.Книжные стили речи: публицистический, научный художественный, особенности официально-делового стиля. 4.3.Разговорный стиль. а)основная литература[6.1.1.; 6.1.2; 6.1.3]; б)дополнительная литература [6.2.1.; 6.2.2.; 6.7.1.]   Все книжные стили, в отличие от разговорного, реализуются преимущественно в письменной форме, и это определяет их общие черты. Книжным стилям свойственно строгое соблюдение литературных норм на всех языковых уровнях. Стили речи: разговорный, научный, публицистический, официально-деловой, художественный (сфера применения, функции, стилевые черты.) Стилистическая норма, стилистическая ошибка (речевой недочёт). Особенности языковых средств функциональных стилей речи (фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические). (ОК-9,ОК-10)
4. . Раздел 4. Функциональные стили. Подстили речи, жанры   4.1.Функциональные стили. Языковые особенности научной речи. 4.2.Книжные стили речи: публицистический, научный художественный, особенности официально-делового стиля. 4.3.Разговорный стиль. а)основная литература[6.1.1.; 6.1.2; 6.1.3]; б)дополнительная литература [6.2.1.; 6.2.2.; 6.7.1.]   Все книжные стили, в отличие от разговорного, реализуются преимущественно в письменной форме, и это определяет их общие черты. Книжным стилям свойственно строгое соблюдение литературных норм на всех языковых уровнях. Стили речи: разговорный, научный, публицистический, официально-деловой, художественный (сфера применения, функции, стилевые черты.) Стилистическая норма, стилистическая ошибка (речевой недочёт). Особенности языковых средств функциональных стилей речи (фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические).  

Методические рекомендации по освоению дисциплины


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: