Периоды и фазы греческой философии

(два столбца – два варианта периодизации).

По господствующей

Проблематике По именам философов

1. КОСМОЛОГИЧЕСКИЙ ИЛИ

НАТУРФИЛОСОФСКИЙ ПЕРИ-

ОД с VII–VI в. до н.э. до середины

V в. до н.э. от старших натурфи-

лософов – милетцев до младших –

Анаксагора из Клазомен (500–

428), Эмпедокла из Акраганта

(495–435)

1. ДОСОКРАТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

ИЛИ ДОСОКРАТИКИ с VII–VI в. до

н.э. до середины V в. до н.э.

Первая фаза от Фалеса из Милета

(624–548), вдохновителем этой фазы

считается Анаксимандр из Милета

(611–545).

Вторая фаза с Парменида из

Элеи(540–480), он же вдохновитель

этого этапа, длящегося

до Анаксагора и Эмпедокла

2. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕ-

РИОД. Середина V–IV в. до н. э.

Софисты: Горгий из Леонтины

(483–380), Протагор из Абдеры

(480–410).

Сократ Афинский (469–399). Со-

кратики: мегарики, киники, кире-

наики и др.

2. СОКРАТО-ПЛАТОНОВСКАЯ ФИ-

ЛОСОФИЯ.

В 387 г. до н.э. Платон в Афинах

основывает АКАДЕМИЮ, просуще-

ствовавшую до 529 г. н.э.

Послесократические школы

3.СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЕРИ-

ОД. Платон Афинский (428/427–

347). Аристотель из Стагиры

(384–322)

3.ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ. В

335–334 г. до н.э. Аристотель в Афи-

нах открыл ЛИЦЕЙ, просущество-

вавший до 529 г. н.э.

Ученики и последователи назывались

перипатетики (от Peripatos – про-

гулка). Аристотель читал лекции,

прогуливаясь по роще

Философия эпохи эллинизма

(период эллинско-римской философии)

Философские школы с указанием

На господствующую проблема-

Тику

Перечень философских школ.

1. ПОСЛЕАРИСТОТЕЛЕВСКИЕ

ШКОЛЫ с научно-критическим

скептицизмом и ретроспективной

учёностью: Эпикурейцы, Стоики,

Скептики.

Превалирование этического инте-

реса и борьба этических программ

III в. до н.э. – I в. до н.э.

1. ПОСЛЕАРИСТОТЕЛЕВСКИЕ

ШКОЛЫ.

Стоя – конец IV в. до н.э. – III в. н.э.

Скептики 323 г. до н.э. –

начало III в. н.э.

Эпикурейцы 306 г. до н.э. – II в. н.э.

Перипатетики III в. до н.э. –

III в. н.э.

2. СИНКРЕТИЧЕСКИЙ ПЛАТО-

НИЗМ.

Эклектический период с ярко вы-

раженным религиозным интере-

сом с ориентацией на христиан-

ство или новоплатонизм

I в. до н.э. – VI в. н.э.

2. НЕОПЛАТОНИКИ (НОВОПЛА-

ТОНИКИ)

III в. н.э. – VI в. н.э.

Другой масштаб видения античной философии представлен Юрием

Алексеевичем Шичалиным. (См.: История философии: Запад-Россия-

Восток. Книга первая. М., 1995. С. 24–28).

Он предлагает взять в качестве критерия, выработанный неоплато-

никами – принцип триадичности: пребывание-исхождение-

возвращение. Этот принцип наиболее адекватное и удобное средство для

описания любого процесса развития.

В этой периодизации даны сущностные черты логики развития

Античной философии.

I этап – пребывание – длится около 200 лет и завершается фило-

софией Платона, которая выступает вершиной и репрезентантом всей

античной философии.

II этап – исхождение – с Аристотеля, который начал отход от

изначальной целостности. Отдельные дисциплины при разработке всё

более детализируются и дробятся. И если собрание философских тек-

стов Аристотеля всё-таки довольно велико, то послеаристотелевское

время представлено преимущественно фрагментами.

III этап – возвращение – длится в пределах античности с I в. до н.э.

до VI в. н.э. – это стремление вернуться к истокам, осознать специфи-

ку пифагорейски окрашенного платонизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: