(два столбца – два варианта периодизации).
По господствующей
Проблематике По именам философов
1. КОСМОЛОГИЧЕСКИЙ ИЛИ
НАТУРФИЛОСОФСКИЙ ПЕРИ-
ОД с VII–VI в. до н.э. до середины
V в. до н.э. от старших натурфи-
лософов – милетцев до младших –
Анаксагора из Клазомен (500–
428), Эмпедокла из Акраганта
(495–435)
1. ДОСОКРАТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
ИЛИ ДОСОКРАТИКИ с VII–VI в. до
н.э. до середины V в. до н.э.
Первая фаза от Фалеса из Милета
(624–548), вдохновителем этой фазы
считается Анаксимандр из Милета
(611–545).
Вторая фаза с Парменида из
Элеи(540–480), он же вдохновитель
этого этапа, длящегося
до Анаксагора и Эмпедокла
2. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕ-
РИОД. Середина V–IV в. до н. э.
Софисты: Горгий из Леонтины
(483–380), Протагор из Абдеры
(480–410).
Сократ Афинский (469–399). Со-
кратики: мегарики, киники, кире-
наики и др.
2. СОКРАТО-ПЛАТОНОВСКАЯ ФИ-
ЛОСОФИЯ.
В 387 г. до н.э. Платон в Афинах
основывает АКАДЕМИЮ, просуще-
ствовавшую до 529 г. н.э.
Послесократические школы
3.СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЕРИ-
ОД. Платон Афинский (428/427–
|
|
347). Аристотель из Стагиры
(384–322)
3.ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ. В
335–334 г. до н.э. Аристотель в Афи-
нах открыл ЛИЦЕЙ, просущество-
вавший до 529 г. н.э.
Ученики и последователи назывались
перипатетики (от Peripatos – про-
гулка). Аристотель читал лекции,
прогуливаясь по роще
Философия эпохи эллинизма
(период эллинско-римской философии)
Философские школы с указанием
На господствующую проблема-
Тику
Перечень философских школ.
1. ПОСЛЕАРИСТОТЕЛЕВСКИЕ
ШКОЛЫ с научно-критическим
скептицизмом и ретроспективной
учёностью: Эпикурейцы, Стоики,
Скептики.
Превалирование этического инте-
реса и борьба этических программ
III в. до н.э. – I в. до н.э.
1. ПОСЛЕАРИСТОТЕЛЕВСКИЕ
ШКОЛЫ.
Стоя – конец IV в. до н.э. – III в. н.э.
Скептики 323 г. до н.э. –
начало III в. н.э.
Эпикурейцы 306 г. до н.э. – II в. н.э.
Перипатетики III в. до н.э. –
III в. н.э.
2. СИНКРЕТИЧЕСКИЙ ПЛАТО-
НИЗМ.
Эклектический период с ярко вы-
раженным религиозным интере-
сом с ориентацией на христиан-
ство или новоплатонизм
I в. до н.э. – VI в. н.э.
2. НЕОПЛАТОНИКИ (НОВОПЛА-
ТОНИКИ)
III в. н.э. – VI в. н.э.
Другой масштаб видения античной философии представлен Юрием
Алексеевичем Шичалиным. (См.: История философии: Запад-Россия-
Восток. Книга первая. М., 1995. С. 24–28).
Он предлагает взять в качестве критерия, выработанный неоплато-
никами – принцип триадичности: пребывание-исхождение-
возвращение. Этот принцип наиболее адекватное и удобное средство для
описания любого процесса развития.
В этой периодизации даны сущностные черты логики развития
Античной философии.
|
|
I этап – пребывание – длится около 200 лет и завершается фило-
софией Платона, которая выступает вершиной и репрезентантом всей
античной философии.
II этап – исхождение – с Аристотеля, который начал отход от
изначальной целостности. Отдельные дисциплины при разработке всё
более детализируются и дробятся. И если собрание философских тек-
стов Аристотеля всё-таки довольно велико, то послеаристотелевское
время представлено преимущественно фрагментами.
III этап – возвращение – длится в пределах античности с I в. до н.э.
до VI в. н.э. – это стремление вернуться к истокам, осознать специфи-
ку пифагорейски окрашенного платонизма.