Период позднего эллинизма или период Римской империи – I–V в

н.э. (точнее, с 30 или 27 г. до н.э.: покорения последнего эллинистическо-

го государства Египта Римом и установления фактического единовластия

Октавиана Августа).

Трудности – начинаются тогда, когда, какие-нибудь явления «не

укладываются» в традиционную (по сути – линейную) периодизацию.

Надо учитывать как условность разнообразного рода линейных деле-

ний сложноорганизованного, развивающегося целого, так и то, что воз-

никают трудности совмещения разнопорядковых делений. Важно так-

же видеть позитивные результаты, которые обнаруживаются при сов-

мещении разных периодизаций (см.: Ярхо В.Н. Эпос. Ранняя лирика. М.:

Лабиринт, 2001. С. 11–12).

Исследователи Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831), Эдуард

Целлер (1814–1908), Вильгельм Виндельбанд (1848–1915) и др. различа-

ют два главных отдела античной философии:

1. греческая философия – с VI в. до н.э. до смерти Александра

Македонского в 323г. до н.э. и Аристотеля в 322 г. до н.э.

2. философия эпохи эллинизма – с 323 / 322 г. до н.э. – до 529 г.

н.э.

Различаются понятия «эллинизм» и «эллинство».

Эллинство – понятие фиксирующие этнический смысл, оно синони-

мично понятию эллины.

Эллинизм. Первоначально под эллинизмом понималось «подражание

эллинам» и использование чисто греческого стиля речи, это значение не

имело своего специфически научного смысла.

В 1836-1843 годах, после публикации «Истории эллинизма» немецко-

го исследователя – Иоганна Густава Дройзена (1808-1884) – понятие –

эллинизм – вошло в научный обиход.

Понятие эллинизм стало обозначать эпоху и синкретическую

культуру на просторах бывшей империи, после смерти Александра Ма-

кедонского с 323 г. до н.э. и до 529 г. н.э.

В научной литературе синонимом философии эпохи эллинизма (или

эллинистической философии) выступает понятие эллинско-римской

Философии.

Критерием разграничения греческой философии и философии эпохи

эллинизма явилось определение роли и смысла философских занятий в

социо-культурном горизонте того времени.

В греческой философии, базирующейся на культуре полиса /города-

государства/ на замкнутой в себе культуре, (воплощающей дух Эллады,

с тяготением этого духа к логосу, систематичности, рационалистиче-

ским способам разграничения и постижения мира), философия консти-

туируется как вполне самостоятельная область знания и особого рода

Образ жизни.

Эллинско-римская философия, со времён Александра Македонского

(356-323), зиждется на разных, часто противоречивых духовных дви-

жениях, она эклектична.

Эклектика – это беспринципное, механическое соединение разно-

Родного.

В данном случае в эклектизме обнаруживается стремление пре-

одолеть этническую обособленность на путях формирования всемир-

ной единой культуры.

В эллинско-римской философии этическое с помощью научного

мышления большей частью ориентировано на религиозные потребно-

сти.

Два главных отдела философии (греческой и эллинско-римской)

подразделяются на более мелкие периоды и фазы, которые определяют-

ся в соответствии с выбранными исследователями критериями.

В греческой философии параллельно существует двоякое именование

почти совпадающих по срокам делений.

Во-первых, периоды называют по господствующей проблематике,

важной для данного периода.

Во-вторых, периоды и фазы, обозначаемые именами тех философов,

которые являются яркими личностями и оригинальными мыслителями.

В эллинско-римской философии даётся изложение философских

школ с выявлением господствующего исследовательского интереса.

Представим эти деления в виде таблицы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: