н.э. (точнее, с 30 или 27 г. до н.э.: покорения последнего эллинистическо-
го государства Египта Римом и установления фактического единовластия
Октавиана Августа).
Трудности – начинаются тогда, когда, какие-нибудь явления «не
укладываются» в традиционную (по сути – линейную) периодизацию.
Надо учитывать как условность разнообразного рода линейных деле-
ний сложноорганизованного, развивающегося целого, так и то, что воз-
никают трудности совмещения разнопорядковых делений. Важно так-
же видеть позитивные результаты, которые обнаруживаются при сов-
мещении разных периодизаций (см.: Ярхо В.Н. Эпос. Ранняя лирика. М.:
Лабиринт, 2001. С. 11–12).
Исследователи Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831), Эдуард
Целлер (1814–1908), Вильгельм Виндельбанд (1848–1915) и др. различа-
ют два главных отдела античной философии:
1. греческая философия – с VI в. до н.э. до смерти Александра
Македонского в 323г. до н.э. и Аристотеля в 322 г. до н.э.
2. философия эпохи эллинизма – с 323 / 322 г. до н.э. – до 529 г.
н.э.
|
|
Различаются понятия «эллинизм» и «эллинство».
Эллинство – понятие фиксирующие этнический смысл, оно синони-
мично понятию эллины.
Эллинизм. Первоначально под эллинизмом понималось «подражание
эллинам» и использование чисто греческого стиля речи, это значение не
имело своего специфически научного смысла.
В 1836-1843 годах, после публикации «Истории эллинизма» немецко-
го исследователя – Иоганна Густава Дройзена (1808-1884) – понятие –
эллинизм – вошло в научный обиход.
Понятие эллинизм стало обозначать эпоху и синкретическую
культуру на просторах бывшей империи, после смерти Александра Ма-
кедонского с 323 г. до н.э. и до 529 г. н.э.
В научной литературе синонимом философии эпохи эллинизма (или
эллинистической философии) выступает понятие эллинско-римской
Философии.
Критерием разграничения греческой философии и философии эпохи
эллинизма явилось определение роли и смысла философских занятий в
социо-культурном горизонте того времени.
В греческой философии, базирующейся на культуре полиса /города-
государства/ на замкнутой в себе культуре, (воплощающей дух Эллады,
с тяготением этого духа к логосу, систематичности, рационалистиче-
ским способам разграничения и постижения мира), философия консти-
туируется как вполне самостоятельная область знания и особого рода
Образ жизни.
Эллинско-римская философия, со времён Александра Македонского
(356-323), зиждется на разных, часто противоречивых духовных дви-
жениях, она эклектична.
Эклектика – это беспринципное, механическое соединение разно-
Родного.
В данном случае в эклектизме обнаруживается стремление пре-
|
|
одолеть этническую обособленность на путях формирования всемир-
ной единой культуры.
В эллинско-римской философии этическое с помощью научного
мышления большей частью ориентировано на религиозные потребно-
сти.
Два главных отдела философии (греческой и эллинско-римской)
подразделяются на более мелкие периоды и фазы, которые определяют-
ся в соответствии с выбранными исследователями критериями.
В греческой философии параллельно существует двоякое именование
почти совпадающих по срокам делений.
Во-первых, периоды называют по господствующей проблематике,
важной для данного периода.
Во-вторых, периоды и фазы, обозначаемые именами тех философов,
которые являются яркими личностями и оригинальными мыслителями.
В эллинско-римской философии даётся изложение философских
школ с выявлением господствующего исследовательского интереса.
Представим эти деления в виде таблицы.