К вопросу о социокультурных предпосылках возникновения

Философии в Элладе

Отличие культурного всплеска в Элладе от стран Древнего Востока

связано с возникновением философии и науки – как основы последую-

щей, вплоть до современного состояния, европейской культуры и циви-

лизации. Динамизм, обретение на каждом этапе развития нового каче-

ства характерны для стран европейского региона.

Культурный переворот в странах Древнего Востока связан с фило-

софско-религиозно-нравственной сферой, как основой возникающего

традиционного общества, постоянно воспроизводящего себя. Традици-

онное общество противилось всему новому, подминало его, даже когда

Восток в XIX–XX веках был вовлечён в единый мировой процесс.

В странах Древнего Востока основной ценностью считалась вода.

Поселения возникали в долинах больших рек. Оракул Аммона в египет-

ских Фивах, по словам Геродота, установил, что египтянами считаются

все, пьющие _____нильскую воду. Ирригационные сооружения требовали ко-

ординированных действий, согласованности в работе больших коллекти-

вов. Объединение общин диктовалось условиями труда.

На базе орошения в долинах больших рек складывались деспотии.

Чиновничья верхушка, организующая труд общинников и сами общин-

ники, подчинялись деспоту. Способ принуждения – первобытный, есте-

ственный.

Деспот – отец, сверхогромной общины, где каждый зависит от це-

лого. Деспот мог казнить любого соотечественника. Высокопоставлен-

ные чиновники всегда чувствовали занесённый над ними «Дамоклов

меч». Сам деспот тоже жил по строгим предписаниям.

Например, в «Текстах пирамид», жёстко регламентировалось не толь-

ко как одеваться, какой ритуал соблюдать, но даже, что должен думать и

чувствовать фараон в определённых ситуациях. Письменность и знания

были прерогативой жрецов.

Культура носила эзотерический характер, то есть, была предназна-

чена только для посвященных. Духовные ценности на Востоке имели

надличностный характер. Необходимость растворения в универсуме

ощущалась и перед огромными храмами Индии, и пирамидами Египта.

Призыв к гармоническому слиянию с универсумом характерен для ин-

дийских и китайских учений – брахманизма, джайнизма, буддизма, дао-

сизма.

Акцентируется сближение человека с природой, соединение с ней в

единое, общее, цельное, что характерно для искусства и всего строя жиз-

ни восточных деспотий. Отсюда традиции психофизической самокульти-

вации, приобщающей к растворению в универсуме.

Г.В.Ф. Гегель (1770–1831), развивая идею о прогрессе свободы в ис-

тории, писал, что на Древнем Востоке свобода персонифицировалась в

лице деспота, остальные не были свободны. Но и деспот, как сказано

выше, по сути, свободы не имел. Отсутствие свободы и личностности не

воспринималось трагично, Восток не утратил их, сожалеть было не о чем.

Натуральный, естественный порядок жизнеустройства делал традицион-

ное общество весьма эффективным в культурном, экономическом, соци-

альном и политическом отношениях.

Эллада в географическом, экономическом, политическом и культур-

ном отношениях отличалась от стран Древнего Востока. Главной хозяй-

ственной ценностью Эллады была земля. Пелопонесский полуостров го-

рист, неудобен для орошаемого земледелия. В направлении Малой Азии

имеется много островов, что даёт возможность эллинам успешно зани-

маться мореходством, торговлей, создавать поселения на побережьях

Средиземного и сопредельных морей, особенно в период Великой Грече-

ской колонизации (VIII–VI вв. до н.э.).

Полисная система (полис – город-государство – с населением от 300 до

500тысяч человек) давала возможность и автономного существования, и

организации временных союзов, особенно во времена военной опасности.

Граждане полиса, свободные общинники, не могли, напр., в Афинах,

попасть в долговое рабство, этому способствовали законы Солона и Кли-

сфена. Личная и политическая свобода граждан ценилась очень высоко.

Эллины ощущали своё единство благодаря общению и языку (форми-

руется даже наддиалектный язык «койне»). Кроме того, эпическая память

формировала будущее эллинство, создавая для него общее прошлое, ко-

торым не обладала ни одна из составлявших его общин. Гора Олимп,

возвышалась не только над фессалийскими долинами, но и над всей Эл-

ладой.

Попытайтесь на семинарах по первой теме ответить на вопросы:

1. Какие характеристики географической, экономической, политиче-

ской, религиозной, культурно-художественной жизни Эллады отличают

её от стран Древнего Востока?

2. Суть и проявления агонального характера античной культуры.

(См.: Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII–V вв. до

н.э. и статью Ахутина А.В. Эпический исход).

3. В какой мере и как перемены социокультурной жизни сказались на

философии в Элладе?

4. Какие известны Вам исследования XIX и ХХ вв. о философии в Эл-

ладе?

5. Как бы Вы охарактеризовали соотношения философии и философ-

ствования; философской системы и философемы; философской катего-

рии, философемы и мифологемы?

6. Какие методологические установки исследования философии Вам

известны?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: