Цена как средство государственного регулирования

Краткий конспект лекций по дисциплине

«Ценообразование в торговле»

для студентов специальности 1-25 01 10

«Коммерческая деятельность»

заочной формы образования

Разработал:

канд. экон. наук, доцент

Ерчак А.И.

Тема 2. Цены в механизме функционирования национальной экономики

1. Цена как средство государственного регулирования

2. Основные способы ценового регулирования, используемые в РБ

3. Регулирование цен на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение в РБ

4. Запрещение установления монопольных цен и антиконкурентных ценовых соглашений

5. Контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании

Цена как средство государственного регулирования

Выделяют следующие две группы методов и способов воздействия государственного регулирования:

1) косвенное регулирование ценообразования в т.ч. меры, воздействующие на спрос и предложение, уровень конкуренции, и т.д.

2) прямое регулирование, которое может осуществляться следующими основными способами:

- установление ценового пола – минимума цены – с целью недопущения монополизации и недобросовестной конкуренции, демпинга. Применение политики минимальных цен приводит к появлению рынка покупателя, когда предложение значительно превышает спрос, на рынке формируются излишки продукции.

- установление ценового потолка – максимума цены – для монополий, для социальной защиты потребителей, на социально-значимую продукцию. Выполняя важную социальную функцию, максимальные цены, установленные ниже равновесной цены приводят к формированию рынка продавца, спрос превышает предложение, в результате чего образуется дефицит товаров на рынке.

- установление ценового коридора – как правило на сельскохозяйственную продукцию

Регулирование отпускных цен (тарифов) на продукцию (товары, работы, услуги) предприятий-монополистов осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции", постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, Министерства экономики.

К естественным монополиям относятся отрасли производства, в которых минимальные издержки в расчете на единицу продукции достигаются при сосредоточении производства на единственном предприятии. Соответственно появление конкуренции за счет рассредоточения производства может привести только к увеличению удельных издержек.

В Республике Беларусь принята практика обязательного контроля органов государственной власти за уровнем формируемых цен. При этом применяются фиксированные цены (тарифы) естественных монополий

.

Установление факта доминирующего положения осуществляется департаментом антимонопольной и ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь и управлениями антимонопольной и ценовой политики областных исполнительных комитетов и Минского городского исполнительного комитета.

Факт доминирования хозяйствующего субъекта устанавливается в случае, если величина его доли на соответствующем товарном рынке превышает установленные предельные величины. Значение минимальной предельной величины для хозяйствующих субъектов - производителей товаров народного потребления и хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги составляют: для одного 30%, для двух – 54%, для трех – 78%, для четырех – 95%

При определении доминирующего положения факт объединенного доминирования группы хозяйствующих субъектов устанавливается, когда возможность для злоупотребления на данном рынке есть, но ни один из присутствующих на рынке хозяйствующих субъектов в отдельности ею не обладает.

Значение минимальной предельной величины для хозяйствующих субъектов - производителей товаров производственно-технического назначения: для одного 45 для двух – 67%, для трех – 86%, для четырех – 100%

Если доля на рынке определенного товара не превышает установленную предельную величину, факт доминирования хозяйствующего субъекта определяется исходя из стабильности его доли на товарном рынке, относительно размера принадлежащих конкурентам долей на товарном рынке, возможности доступа на этот рынок конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок.

При определении признаков доминирующего положения хозяйствующего субъекта и принятии решения по установлению факта доминирования хозяйствующего субъекта учитываются и другие условия, позволяющие хозяйствующему субъекту ограничивать конкуренцию, в том числе наличие одного или нескольких следующих признаков:

отсутствие у хозяйствующего субъекта конкурента на рынке соответствующего товара;

способность хозяйствующего субъекта, не являющегося единственным производителем соответствующего товара, навязывать неприемлемые для покупателя условия при продаже товара;

способность хозяйствующего субъекта ограничивать конкуренцию других хозяйствующих субъектов на рынке материально-технических ресурсов (сырье, материалы, оборудование, энергоресурсы и прочее);

способность хозяйствующего субъекта сокращать или ограничивать поставку товаров на рынок сбыта с целью получения односторонних выгод при продаже товаров.

К злоупотреблениям доминирующим положением на рынке относятся установление монопольных цен и заключение антиконкурентных ценовых соглашений.

Под монопольной ценой понимается цена, которая устойчиво отклоняется от ее возможного уровня на конкурентном рынке и устанавливается доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом или вступившими в сговор предприятиями в целях реализации своих экономических интересов за счет злоупотребления монопольной властью.

Монопольно высокой является цена, которая устанавливается с целью получения сверхприбыли и компенсации необоснованных затрат за счет ущемления экономических интересов других предприятий или граждан.

Монопольно низкой считается цена, которая при устойчивом спросе за счет преднамеренного снижения доходов в краткосрочном периоде затрудняет доступ на рынок другим предприятиям и тем самым ограничивает конкуренцию на рынке определенного товара.

Монопсонически низкой ценой является цена, устанавливаемая предприятием, доминирующим на рынке определенного товара в качестве покупателя, в целях получения сверхприбыли и компенсации необоснованных затрат за счет поставщика.

В соответствии с Законом Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" определены два типа ценовых соглашений, имеющих или могущих иметь своим результатом ограничение конкуренции и являющихся объектами его применения: горизонтальные и вертикальные соглашения.

Горизонтальные соглашения между хозяйствующими субъектами предполагают заключение и осуществление в любой форме соглашений между хозяйствующими субъектами или других видов координированной деятельности, если это имеет целью или результатом (может иметь своим результатом) необоснованное (искусственное) повышение, снижение или поддержание цен, в том числе на аукционах и торгах.

Данный вид соглашений направлен на поддержание чрезмерно высоких или чрезмерно низких цен.

Вертикальные соглашения между хозяйствующими субъектами представляют собой достигнутые в любой форме соглашения хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение на товарном рынке, а другой является его контрагентом, если такие соглашения имеют либо могут иметь своим результатом устранение, ограничение конкуренции или воспрепятствование ее установлению или развитию.

Формой ценовых соглашений является сговор по определению цен на товары. Установление ценового сговора может происходить на любой стадии процесса производства и реализации прямо или косвенно.

В первом случае соглашение касается непосредственно определения цен, например, установления одинаковых цен, согласования изменения цен, дифференциации цен, скидок с цены, условий кредитования.

Во втором случае предметом соглашения являются условия, влияющие на установление цены, в частности, применение единообразного прейскуранта, использование специфических методов бухгалтерского учета и расчета себестоимости, использование ограничений на объемы производства, требование отчислений взносов с каждой сделки в специальный фонд, организацию и т.д.

Формой ценовых соглашений является также обмен информацией в области цен.

Соглашения между продавцами могут выступать в виде:

- фиксирования цен, которое состоит в соглашении между продавцами об установлении продажных цен.

- договоренностей об их искусственном повышении или понижении, которое сводится к соглашению между продавцами о том, чтобы не конкурировать между собой в отношении назначения выгодных цен.

- поддержания постоянного соотношения между ценами на взаимозаменяемые товары,

- скупки предлагаемых по низким ценам товаров,

- установления сроков и условий распространяемого на потребителей кредита.

Соглашения между покупателями заключаются по фиксированию либо искусственному назначению цен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: