Ценовая политика организации – совокупность управленческих решений и процедур, связанных с формированием, изменением цен и контролем их эффективности.
Виды ценовой политики:
- активная;
- пассивная.
Этапы формирования ценовой политики:
- определение целей;
- выбор критериев эффективности;
- анализ внешней и внутренней среды;
- выбор методов ценообразования;
- выбор стратегии формирования цен;
- определение приемов ценовой тактики;
- формирование цен с учетом психологических особенностей восприятия цен покупателями;
- оценка эффективности ценовой политики;
- корректировка ценовой политики.
Основные цели ценовой политики:
- выживание на рынке;
- максимизация (увеличение) объемов продаж;
- максимизация (увеличение) доли рынка;
- максимизация (увеличение) прибыли;
- достижение лидерства по показателю качества;
- создание (поддержание) имиджа организации;
- сохранение положение на рынке.
Эффекты психологического восприятия цены покупателями:
- эффект некруглых чисел;
|
|
- эффект порядка цены;
- эффект сравнения;
- эффект разного восприятия выгод и потерь;
- эффект разного восприятия отдельных цифр.
В рыночной экономике право окончательного решения о том, какие товары будут покупаться, принадлежит покупателю.
Ценовая эластичность определяет чувствительность изменения одного фактора к изменениям другого фактора.
Коэффициент эластичности указывает, на сколько процентов изменится одна переменная в результате изменения другой на один процент.
Различают эластичность спроса от цен, дохода, рекламы. Изучают также эластичность предложения и перекрестную эластичность. Ценовая эластичность спроса определяет чувствительность покупателей к изменению цен.
В практике ценообразования рассматривают точечную и дуговую эластичность.
При этом точечная эластичность представляет собой оценку чувствительности покупателей к изменению цены в некоторой точке кривой спроса.
Е = %ΔQ / %ΔP = ((Q1 – Q0) / Q0) / ((P1-P0)/P0)
Коэффициент дуговой эластичности спроса по цене характеризует чувствительность покупателей к изменению цен в некотором ценовом диапазоне.
Е = %ΔQ / %ΔP = ((Q1 – Q0) / (Q1+Q0) / ((P1-P0)/(P1+P0)
Спрос считается эластичным, если коэффициент больше 1 по абсолютному значению, не эластичным - если меньше 1, единично эластичным – если равен 1. При этом оценка проводится по модулю. Ценовая эластичность, как правило, отрицательна, так как обычно повышение цены ведет к падению спроса, и наоборот.