Как проводить тренировки

Чтобы быть результативными, тренировки должны проходить хотя бы раз в неделю.

На первых занятиях следует ознакомить членов клуба с краткой историей клуба (её можно найти в интернете – в статьях свободной энциклопедии «Википедия»: «Что? Где? Когда?», «Брейн-Ринг», «МАК», «ЛУК»), целями и задачами клуба, правилами поведения. Рассказать о перспективах роста команд – их возможном участии в региональных, всеукраинских и международных соревнованиях.

На тренировки рекомендуется носить бумагу для записей и ручки.

Каждая тренировка должна начинаться с интеллектуального «разогрева» в течение 15-30 минут.

В качестве разогрева может быть использована любая из развивающих игр, которая занимает от 15 до 30 минут времени. Это может быть «Эрудит-лото», «Черный ящик», «Крокодил», «Пентагон» и т.п.

Если у вас нет заготовленной разминки, всегда можно «погрузить корабль» или поиграть «в города» или «продолжить историю». На всякий случай напоминаем правила этих игр.

«Погрузка корабля» осуществляется всем составом клуба (команды). Тренер задает букву (можно сразу две), например: «Грузим корабль на букву Ш» (или «Грузим корабль на буквосочетание «ГР») и задает начало игры первым словом: например, «Штольня». Далее все члены клуба (исключения не допускаются) по очереди предлагают любое слово нарицательное в именительном падеже, единственном числе, которое начинается на букву «Ш». Если игрок долго «тормозит», начинается обратный отсчёт: «10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0!» Если за это время игрок не придумал нужного слова, он выпадает из игры, и она продолжается без него. И так пока не останется один победитель.

Игра «В города» ведется по тому же принципу, только вместо имен нарицательных необходимо вспоминать названия городов, причём продолжать ряд требуется названием, начинающимся на последнюю букву предыдущего слова. Если предыдущее слово заканчивалось на мягкий знак, разрешается называть слово на предпоследнюю букву.

Разминка «Продолжи рассказ» начинается с того, что тренер подает первую реплику и предлагает игрокам по очереди в быстром темпе придумывать по фразе, развивая предложенную ситуацию. Например, тренер говорит: На пальме сидел краб и смотрел в морскую даль». Первый игрок продолжает: «Он мечтал о том, чтобы повидать дальние страны». Третий игрок: «Он думал, что моллюски там гораздо вкуснее, а может быть, даже слаще», Четвёртый: Вдруг он увидел на горизонте корабль», Пятый – «Это был «Титаник». И т.д.

Задача разминки – пробудить фантазию, скорость реакции, вовлечь в работу даже флегматичных или стеснительных игроков. Важно, чтобы разминка велась в живом темпе и в неё были включены все присутствующие игроки.

После того, как команды достаточно «разогрелись», начинается основная часть тренировки.

Обычно она заключается в имитации игры «Что? Где? Когда?», «Брейн-Ринг» или спортивной «Своей Игры». Рекомендуется чередовать эти игры: одну тренировку посвятить ЧГК, другую – «Брейн-Рингу», третью – «Своей Игре».

Отличия тренировки от спортивного состязания состоят в том, что тренер при необходимости может давать на обсуждение одного вопроса по 2-3 минуты, вмешиваться в обсуждение наводящими вопросами, после окончания обсуждения обращать внимание игроков на особенности вопроса, которых не заметили игроки, но которые могли бы им помочь в выборе версии. Если тренер видит, что какие-то игроки тушуются, ему необходимо поддержать их, например, предложить именно им выбирать заключительную версию, или спросить, какие именно ассоциации у них возникли во время чтения вопроса. Необходимо следить, чтобы доминирующие игроки не подавляли своих товарищей резкими замечаниями, научить всех игроков прислушиваться к своим товарищам, поддерживать в команде оптимистичный настрой, поощрять оригинальность мышления и смекалку.

Задача тренера заключается в том, чтобы научить игроков:

- мгновенно замолкать при словах «Внимание, вопрос!» и внимательно слушать ведущего;

- держать всю услышанную информацию в памяти, не теряя существенных, ключевых моментов;

- вкратце успеть записать текст вопроса – стенографически или любым другим способом (обычно это делают 2-3 члена команды), поскольку согласно правилам, ведущий никогда не повторяет заданные вопросы и не реагирует на просьбы уточнить;

- выдерживать форму вопроса: если автор попросил назвать прозвище человека, то ни его фамилия, ни имя не могут считаться правильными ответами. Точно так же неверным ответом будет считаться ответ из двух или четырех слов, если автор требовал написать два слова. Написанные на одном листочке два или три разных ответа на один и тот же вопрос (исключая дуплеты и блицы) с целью – авось, жюри само выберет правильный – тоже не засчитываются.

- высказывать все версии и даже отдельные мысли и ассоциации, которые возникли у игроков во время слушания и обсуждения вопроса, поскольку эти неточные или обрывочные сведения могут подтолкнуть товарища по команде к правильному ответу. Не тушеваться, не молчать.

- приводить краткие и ёмкие доводы в пользу своей версии и столь же краткую, ёмкую и корректную аргументацию против ошибочной версии, дабы не тратить время на явно неверный факт.

- вовремя завершать осуждения и сдавать ответ в указанное время.

- отстаивать свою точку зрения перед апелляционным жюри на серьёзных турнирах. Данное умение необходимо в случае, если команда нашла ответ, полностью удовлетворяющий всем до единого требованиям автора, но не совпадающий с ним (так называемый дуальный ответ). Не исключено также, что команда обнаружила существенные ошибки в вопросе, которые допустил автор, задавая вопрос – в этом случае команда имеет право потребовать, чтобы вопрос был снят и ответы всех команд на него были аннулированы. И в первом и во втором случаях в апелляционное жюри подается письменная апелляция, где четко излагается аргументация в пользу дуального ответа (с указанием источников, которые подтверждают это мнение – справочники, энциклопедии и пр.), либо справочные данные из достойной доверия литературы (интернет-сайтов), которые доказывают ошибочность вопроса.

С течением времени (примерно после десятой тренировки) можно предложить игрокам самим придумать какое-нибудь задание, игровые вопросы. Можно назначать дежурную команду, которая должна провести следующую тренировку по своему усмотрению: придумать разминку, подобрать вопросы для тренировки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: