Практическое занятие 6. Формирование грамматических навыков речи

Грамматику обычно определяют как раздел языкознания, изучающий закономерности изменения и сочетания слов, образующих осмысленные предложения (высказывания). Умение изменять и сочетать слова – одно из важнейших условий практического владения языком и использования его как средства общения. Умение изменять и сочетать слова в речи эффективно только в том случае, если оно осуществляется автоматизированно, т. е. включает необходимый набор грамматических навыков.

Грамматический навык – это автоматизированное использование грамматических средств в речи.

Цель семинара

– расширить знания студентов о психологических и методических предпосылках успешного овладения грамматикой и проанализировать содержание обучения грамматическим навыкам речи.

Задачи

к концу семинара студенты будут знать:

− механизмы овладения грамматической структурой;

− этапы автоматизации грамматической структуры;

− компоненты формирования определять основные характеристики грамматического навыка;

уметь:

− определять наиболее эффективные упражнения при овладении грамматическим явлением; устойчивого грамматического навыка;

− выделять основные приемы презентации, практики и использование грамматики в письме и говорении;

− анализировать и комментировать современные методические концепции формирования грамматических навыков речи.

План семинара

1. Анализ различных методических концепций о предпосылках успешного овладения грамматическими навыками речи.

2. Структура грамматического навыка речи;

3. Содержание грамматического навыка речи;

Вопросы для обсуждения

1. Какой «грамматике» необходимо обучать в школе? Для чего и в каком виде нужны грамматические правила ученикам?

2. Как происходит овладение структурой иноязычного предложения? Выразите свою точку зрения – стоит ли уделять много времени упражнениям в переводе?

3. Охарактеризуйте методические особенности овладения грамматической стороной речи. Какие этапы автоматизации проходит грамматическая структура?

4. Каковы основные требования к грамматическим правилам? В чем различие между «грамматической моделью» и «грамматическим образом»?

5. Каким требованиям должны соответствовать упражнения для формирования и развития репродуктивных грамматических навыков и умений?

6. Определите, какие действия должен выполнить ученик, чтобы усвоить грамматическое явление?

7. Какие упражнения наиболее эффективны при овладении грамматическим явлением?

8. Охарактеризуйте грамматический навык. Какие операции являются компонентами формирования грамматического навыка?

9. Определите стадии формирования грамматических навыков говорения на примере урока 1 и урока 2 (Пассов Е.И. Формирование грамматических навыков, с. 33–38).

Объясните термины

Грамматическая структура, грамматический навык, структурный подход к изучению грамматики, функциональный подход, коммуникативный подход, дедуктивный метод, индуктивный метод.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: