Оборудование для гидравлического разрыва пласта

Гидравлический разрыв пласта проводят для увеличения де­бита нефтяных скважин или приемистости нагнетательных. Сущность процесса заключается в нагнетании в скважину вы­соковязкой жидкости со скоростью, превышающей скорость по­глощения ее пластом. В этом случае в призабойной зоне созда­ется высокое давление, благодаря которому расширяются имею­щиеся в пласте трещины или образуются новые. Для сохране­ния трещин в раскрытом состоянии в жидкость разрыва вво­дят крупнозернистый песок, который препятствует последую­щему смыканию трещин. Вязкая жидкость, заполнившая тре­щины, в процессе дальнейшей эксплуатации скважины извле­кается на поверхность.

Благодаря гидравлическому разрыву пласта в несколько раз повышаются дебиты добывающих и приемистость нагнетатель­ных скважин.

Образующиеся при гидравлическом разрыве пласта тре­щины обладают весьма высокой проницаемостью, радиус их распространения иногда достигает десятков метров, что обу­словливает более высокую эффективность гидравлического раз­рыва пласта по сравнению с другими методами воздействия на призабойную зону скважины.

К породам, которые следует подвергать гидравлическому разрыву, относят плотные пески, сцементированные песчаники, известняки, доломиты. К породам, которые не рекомендуется подвергать гидравлическому разрыву, относят глины, рыхлые пески и сланцы многих видов.

Давление на забое скважины, необходимое для образова­ния трещин в пласте, рр=1,5-4-2,5 уН (где Я — глубина сква­жины, м).


Рис. 6.4. Расположение пакера и якоря в скважине:

/ — обсадная колонна; 2 — насосно-компресеор-ные трубы; 3 — якорь; 4 — пакер; 5 — продуктив­ный пласт; 6 — хвостовик

Рис. 6.5. Схема гидравлического разрыва пласта:

а — нагнетание жидкости разрыва; б — нагнета­ние жидкости-песконосителя; в —нагнетание про-давочной жидкости: / — глина; 2 — нефтяной пласт

По данным промысловой практики давление на забое, не­обходимое для гидравлического разрыва пласта, обычно 'пре­вышает гидростатическое примерно в полтора—два раза. На­пример, для скважин глубиной 2000 м давление на забое при гидроразрыве пласта составляет 30—50 МПа, а соответствую­щее давление на устье (за вычетом гидравлических потерь) — от 10 до 30 МПа.


Рис. 6.7. Установка насосная УШ-630Х700А:

/ — автошасси КрАЗ-257Б1А; 2 — пост управления; 3 — силовой агрегат; 4 — коробка передач ЗКПМ; 5 — зубчатая муфта; 6 — насос 4Р-700; 7 — напорный трубопровод; 8 — вспомогательный трубопровод

ниие на роликоподшипниках. Коренной вал полый, двухопор-ный, покоится также на роликоподшипниках. Шестерни транс­миссионного колеса коренного вала косозубые. Шатуны насоса стальные, литые, таврового сечения. Мотылевые головки шату­нов смонтированы на роликоподшипниках, отлитых вместе с зубчатыми колесами коренного вала. Малые головки шатунов соединены пальцами со стальными крейцкопфами, рабочие по­верхности которых термически обработаны. Сменные накладки направляющих крейцкопфов из антифрикционного чугуна.

Гидравлическую часть крепят к сварной станине шпильками и центрируют уплотнениями плунжера. Корпус уплотнения плунжера удерживают специальные гайки.

Клапаны тарельчатые, стальные. Седла клапанов запрессо­ваны в конусные расточки в клапанной коробке и уплотнены в ней резиновыми кольцами. Клапанные и цилиндровые крышки уплотняются самоуплотняющимися резиновыми манжетами, На-

Таблица 6.2. Основные параметры насоса 4Р-700

Идеальная подача, дма/с/ Давление, МПа

при диаметре сменных плунжеров, мм

Число двойных ходов в минуту

Включенная передача

 
6,3/70 8,5/54 12/38 15/30,5
9/51 12,3/37,5 17,8/26,5 22/21
80 109 153 192

I

II III

IV


сое комплектуют плунжерами диаметрами 100 и 120 мм, что обеспечивает его работу соответственно при давлениях от 70 до 50 МПа.

Техническая характеристика установок

Тип........................................................ УН1-630Х700А УНБ1-630Х70

Шасси............................................... КрАЗ-257Б1А КрАЗ-250

Грузоподъемность, т................................. 12 14

Наибольшая скорость, км/ч... 60 60

Тяговый двигатель.................... Четырехтактный дизель ЯМЗ-238

Номинальная мощность, кВт.. 176 176

Двигатель..................................... В2-800ТК-СЗ В2-800ТК-С4

Наибольшая мощность (при п =

= 2000 мин-1), кВт...................................... 588 588

Наибольший крутящий момент (при

п= 1200 мин-1), кН-м...................... 3,12 3,12

Эксплуатационная мощность (при

п = 1800 мин-1), кВт................ 544 544

Удельный расход топлива (на экс­
плуатационном режиме), г/кВт.. 160 160
Вместимость баков, л:

топливных................................................. 300 300

масляных................................. 160 160

Коробка передач........................ ЗКПМ 17КП

Число ступеней........................ 4 4

Передаточное число ступеней:

............................................................... 4,67 4,67

............................................. 3,43 3,43

I"......................................... 2,43 2,43

IV.............................................. 1,94 1,94

Насос

Насос плунжерный........................ 4Р-700 4Р-700

Полезная мощность, кВт.... 452 452

Наибольшее давление, МПа... 70 70
Наибольшая идеальная подача,

ДМ3/с....................................................................... 22 22

Диаметр сменных плунжеров, мм 100; 120 100; 120
Длина хода плунжера, мм... 200 200
Наибольшая частота двойных хо­
дов плунжера в минуту.... 192 192
Передаточное число приводной ча­
сти....................................................................... 4,86 4,86

Манифольд

Условный проход трубопровода,

мм:

приемного..................................... ЮО 100

напорного................................ 50 50

Вспомогательный трубопровод

Условный проход, мм.............. 50 50

Число труб................................. 6 6

Число шарнирных колен.... 6 6

Общая длина, м.............................................. 23,5 23,5

Габаритные размеры установки, мм 9 ЗООХ 2 900Х 3 320 10 485Х 2 500Х 3 670

Масса установки, кг................. 22 140 22 495

Манифольд установки состоит из приемной линии диамет­
ром 125 мм и нагнетательной диаметром 50 мм. Приемный


трубопровод оборудован трехходовым пробковым краном, что позволяет присоединять к приему насоса одновременно два вспомогательных агрегата. На нагнетательном трубопроводе установлен манометр высокого давления с разделителем и пре­дохранительный клапан гвоздевого типа, линия от которого выведена под настил. Установка укомплектована 125-мм при­емным рукавом, шестью трубами высокого давления общей длиной 23,5 м, изготовленными из специальной стали группы прочности «Л», и шестью гибкими металлическими сочлене­ниями. В транспортном положении вспомогательный трубо­провод укладывают на специальные стояки на настиле уста­новки.

Установкой управляют с центрального поста из кабины во­дителя автомобиля. Здесь размещены педали управления топ­ливным насосом и фрикционом двигателя, селектор и кран уп­равления коробкой передач, а также необходимая контрольно-измерительная аппаратура.

Взамен установки насосной УН1-630Х700А выпускают ус­тановку УНБ1-630Х70 на шасси автомобиля КрАЗ-250, укомп->• лектованную баком вместимостью 4 м3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: