* Ересь – религиозное учение, основанное на базовых постулатах ортодоксальной религии, не признаваемое ею.
* Причины возникновения: несоответствие представлений беднейших слоев населения и позиции ортодоксальной церкви
Богомилы (“милые богу люди”, “христиане”). Х в. в Болгария
*Новый завет:
- Дьявол (злой) – ему принадлежат все царства мира
- Дьявол - и есть богатство.
- Адама изгнали из рая за грехопадение. Заниматься земледелием.
- Земля, как богатство, принадлежит Дьяволу.
- Дьявол взял с Адама “ кабальную запись ” – на него и на все его потомство.
- Феодалы – собственники земли – потомки дьявола.
С тех пор крестьяне и пребывают в кабале у слуг дьявола, захвативших пахотные земли. Поэтому богатые украшают себя крестами – орудиями казни, особенно церковь, продавшаяся дьяволу.
Надо
* вернуть всю социальную и политическую организацию на догосударственный уровень раннехристианских общин.
К концу XII в. католическая церковь потеряла влияние на юге Франции и севере Италии. Для искоренения ереси римские папы организовали ряд крестовых походов (альбигойские войны), учредили инквизицию и нищенствующие ордена (доминиканцы и францисканцы).
|
|
Джон Уиклиф ( 1342 - 1384 ).
Профессор Оксфордского университета.
* Осуждал церковную иерархию и церковное богатство, утверждая, что они противоречат писанию.
* Выступал против принципа непогрешимости пап.
Лолларды (Нищенствующие священники).
* передача земель крестьянским общинам
* ликвидация крепостного права.
Учение лоллардов сыграло роль при подготовке крупнейшего крестьянского восстания Уота Тайлера (1381 г.), одним из вождей которого был проповедник Джон Болл:
“ Откуда же взялись их права, если они не были плодом узурпации? Ведь в те времена, когда Адам копал землю, а Ева пряла, не было и речи о дворянах ”.
Реформация в Чехии.
Ян Гус
* против привилегий духовенства, десятины и церковных богатств.
* 1415 г. – казнь Гуса
* два течения – чашники и табориты.
Чашники:
- ликвидация привилегий духовенства (причащения и хлебом и вином);
- лишение церкви светской власти;
- секуляризация (передача светской власти) церковных богатств;
-признание самостоятельности чешской церкви.
Табориты:
* Против католической церкви и церковной иерархии;
* Уничтожение привилегий как немецкого, так и чешского дворянства, ликвидация крепостного права и феодальных повинностей и т.д.
* Скоро наступит “ тысячелетнее царство ”, в котором все будут равны, и совместно будут решать общие дела.
Борьба с чашниками и отсутствие единства в собственной среде привели к поражению таборитов; но их лозунги вскоре были использованы Томасом Мюнцером во время Реформации в Германии.
|
|
Идея народного суверенитета. Марсилий Падуанский (ок. 1280 - 1343 гг.).
Богослов и медик Марсилий Падуанский, бывший одно время ректором Парижского университета, написал книгу “ Защитник мира ” (1324 г.).
Учение о законах и государстве
* Резко критикует теократические теории.
* Основная земная цель человека – мирное, упорядоченное общежитие.
Войны и смуты
* Возникают из-за неправильного представления о сути взаимоотношений церкви и государства, божественного и человеческого законов.
Попытки церкви вмешаться в дела светской власти
- сеют раздоры и лишают мира европейские государства, особенно Италию.
Два вида законов.
* Различаются по:
- цели;
- содержанию и
- способам обеспечения.
Человеческий закон
* Цель – правда и общее благо, прочность и твердость власти.
* Устанавливает справедливость.
* Обеспечивается принуждением.
* Должен приниматься народом
* Принятые народом законы выражают общее благо.
* Народ лучше повинуется тем законам, которые сам для себя создал. Эти законы всем известны.
Народ
* “ Совокупность граждан или важнейшая их часть ”
* Высшая категория граждан – те, кто заботиться об общем благе (военные, священники, чиновники).
* Низшая – те, кто заботиться о своих частных интересах (торговцы, земледельцы, ремесленники).
Народный суверенитет
* Правительство должно избираться тем же, кем закон установлен, т.е. народом.
* Редкая по тем временам идея народного суверенитета.
Божественный закон
- указывает путь достижения вечного блаженства;
- определяет различия между грехами и заслугами перед богом;
- наказания и награды после смерти;
* Судья – Христос.
Свобода совести
* Разграничить сферы и методы деятельности государства и церкви.
* Церковь не должна вмешиваться в “мирские дела” (Христос говорил: “ Царство мое не от мира сего ”).
* Духовенство имеет право только проповедовать, но не принуждать.
* Наказывать грешников, нарушителей божественного закона, может только бог.
* Церковный суд – не правомерен для земных преступлений.
Марсилий Падуанский высказывался также за реформу церкви, за выборность священников, отмену ряда привилегий пап.
Лекция 5. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В РОССИИ В ПЕРИОД ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФЕОДАЛИЗМА И ОБРАЗОВАНИЯ ЕДИНОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА
* Середина XI в. – “ Слово о законе и благодати ” киевского митрополита Иллариона.
Закон
* И юридический и одновременно религиозный термин.
* Предписание, данное человеку либо богом, либо светской властью.
* В Ветхом завете все основано на законе.
* Действие в соответствии с законом приводит к правовому поведению человека, но не приводит к благодати.
* Закон (Ветхий завет) был дан человеку Богом «на приуготование Благодати и Истины», т.е на время духовно несовершенства.
* Точно также как «скверный сосуд» омывается «водой-законом», а потом способен вместить «молоко Благодати».
* «Закон бо предтеча, бо и слуга Благодати и Истине».
* Закон – свет луны, Истина – лучи Солнца.
Закон и истина не противопоставляются друг другу.
* Истина дается через Благодать при крещении.
Благодать
* Новый завет – путь к благодати
* Тот, кто живет согласно постулатам Нового завета, не нуждается в законе как регуляторе земной жизни.
Власть – от Бога.
* Князь – наследник, «причастник» Небесного царства.
* Реализует божественную линию.
* Князь должен быть «единодержцем».
Правосудие
* По справедливости.
* «Мало казни, много милуй». Наказанием многого не добьешься.
“ Повесть временных лет ” (начало XII в.)
С Рюрика начинается русская государственность, и его наследники – киевские князья по праву являются старшими среди всех русских князей.
|
|
Хорошие и плохие князья
* Хорошие живут по христиански (Владимир после крещения)
* Плохие – нет. (Убийца братьев Бориса и Глеба, не заботятся о подданных – восстание в Киеве 1068 г.).
«Поучение» Владимира Мономаха
Мудрый князь
* Должен заботиться о мире в своем княжестве.
* Не забывать об “ убогих ”, не позволять “ сильным ” погубить простого человека
* Быть милостивым в суде.
* Избегать усобиц
* Мудрый князь должен быть верен своему слову, клятве, данной братьям (другим князьям), и избегать усобиц.
* Особенно должен он заботиться о военном могуществе своего государства, быть храбрым воином и ни в чем не давать себе “ упокоя ”.
Судебные функции
* Должен осуществлять «по правде».
Вторая половина XII – первая половина XIII вв. (время, предшествовавшее татаро-монгольскому нашествию) характеризуются феодальной раздробленностью Руси и углублением феодальной эксплуатации.
“ Слово о полку Игореве ”
Написано неизвестным автором после неудачного похода новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г.
* Основная идея – идея единства земли русской, кровной связи всех ее частей, общности интересов перед лицом внешней угрозы.
“ Моление Даниила Заточника ”. XII–XIII вв.
(Биографические данные отсутствуют). Автор “Моления” находится в заточении и обращается к основателю Москвы Юрию Долгорукому с просьбой защитить его от притеснений и освободить из заточения.
Беды
* Всех “ сирот ” – от произвола, чинимого боярами, княжескими слугами, богачами.
Единовластие князя
* Все проблемы может решить сильный князь:
“ Яко же дуб крепится множеством корней, тако и град наш, твоею державою ”.
“ Орел птица – царь над всеми птицами, а осетр над рыбами, а лев над зверьми, а ты, княже, над переяславцами ”.
* Мудрый и решительный князь, советуется с образованными и умными людьми хотя и незнатного происхождения.
* Советники должны действовать «по правде».