Голландский философ-материалист. Работы: «Богословско-политический трактат» (1670), “ Этика, доказанная в геометрическом порядке ” (1675 г.), «Политический трактат» (1677).
Философия.
* Все явления природы строго обусловлены определенной закономерностью, причинностью.
* Закономерность – это воля Бога.
* Природа = Субстанция = Бог.
- Пантеизм.
Естественное право
* Человек – стремится к самосохранению (необходимость):
«Под правом природы я понимаю законы или правила, согласно которым все совершается, т.е. самую мощь природы. И поэтому естественное право всей природы, и, следовательно, каждого индивида простирается столь далеко, сколь далеко простирается их мощь».
* Естественное право – это “ мощь ” – способность любой части природы к самосохранению.
Собственность
Человек по природе эгоистичен (!) и корыстолюбив:
* “ Каждый защищает чужой интерес лишь постольку, поскольку думает тем самым упрочить свое благосостояние ”.
* “ Каждый с величайшим жаром ищет своей личной пользы, а за справедливейшие считает те законы, которые необходимы для сохранения и приумножения его достояния ”.
|
|
* Обеспечение частной собственности – условие достижения общего блага.
Государство
* “ Состояние борьбы всех против всех ” не существовало вообще (иначе как люди могли уцелеть?).
* Государство появилось в результате общественного договора.
Законы
* Необходимы для того, чтобы “ сдержать толпу, точно лошадь уздой, насколько это возможно ”.
“ Если бы люди от природы так были созданы, что они ничего не желали бы, кроме того, на что им указывает истинный разум, то общество, конечно, не нуждалось бы ни в каких законах... Но человеческая природа устроена совсем иначе. Каждый человек стремится к своей пользе, к выгоде, но большинство руководствуется своим мнением, увлечением, а не разумом, движим прихотями, не считается с будущим. Поэтому ни одно общество не может существовать без власти и силы, а, следовательно, и без законов, умеряющих и сдерживающих страсти и необузданные порывы людей ”.
Естественное и позитивное право
* Естественное право – желание безопасного существования.
* Гражданское право заключается в том, чтобы урегулировать их интересы и не допустить противоречия.
«Тот, кто решил повиноваться всем приказам государства – потому ли, что боится его мощи, или потому, что ценит свое спокойствие, - тот, конечно, сообразуется со своей безопасностью и пользой…».
* Подчинение законам государства обеспечивает гражданину безопасность. В этом смысле гражданское право = естественное право.
Пределы власти государства
* « Все то, к выполнению чего никто не может быть побужден ни наградами, ни угрозами, не относится к праву государства ».
|
|
* ПРАВО государства равно его “ мощи ”, силе, фактической способности повелевать подданными либо наградами, либо страхом наказания.
Например, власть не имеет фактической способности, “ мощи ” заставить людей думать или говорить то, что угодно государству, она не имеет на это и права.
* Никто не может быть принужден к определенному образу мысли, слова (“ Богословско-политический трактат ”).
Демократия
* Недостаток монархии и аристократии – то, что общее благо часто напрямую зависит от «чьей-либо совестливости».
Законотворчество
* Чтобы закон был разумен, он должен быть принят большим собранием людей.
* Воля общего собрания “ определяйся не столько прихотью, сколько разумом, ибо дурные аффекты влекут людей врозь, и единодушие может установиться лишь постольку, поскольку люди стремятся к благородному или, по крайней мере, к тому, что кажется таковым ”.
(С ума поодиночке сходят – это только гриппом вместе болеют)
Республика
* “ В демократическом государстве менее должно бояться нелепостей, ибо почти невозможно, чтобы большинство собрания, если оно велико, сошлось на одной нелепости ”.
Демократия не для всех
* Та, «где все без исключения подчинены одним только отечественным законам и, кроме того, своеправны и живут безупречно, обладают правом голоса в верховном совете и правом поступления на военную службу».
Из числа полноправных граждан исключаются иностранцы, женщины, рабы, несовершеннолетние, те, кто подвергся бесчестию.
Тем не менее – концепция Спинозы – первое в идеологии Нового времени теоретическое обоснование демократии.