1920-е гг. можно охарактеризовать как период стабилизации капитализма. Экономика европейских стран и США переживала подъём. Происходила техническая реконструкция промышленности, шёл рост производительности труда и объёма производства. Методы поточно-конвейерного производства распространились по всему миру и утвердились в качестве основных. Технический прогресс на предприятиях, увеличение их энерговооружённости, внедрение процесса стандартизации и других эффективных методов организации производства способствовали росту производительности и интенсивности труда. Усилилась концентрация и централизация производства, что также имело в целом положительный эффект для дальнейшего развития промышленности. Значительные слои трудящихся добились повышения жизненного уровня. В этот период продолжала нарастать тенденция к активизации социальной политики государства. Уменьшался рабочий день, запрещался труд женщин и детей на тяжёлых и ночных работах, вводилось социальное обеспечение или страхование от старости, болезни, безработицы, несчастных случаев на производстве, появлялось обязательное бесплатное образование и т.д. Причины этого были следующими. Во-первых, это дальнейшая демократизация политической жизни, усиление институтов гражданского общества. В основном это было следствием общей «эгалитаристкой» тенденции, охватившей западные страны под влиянием тех жертв и лишений, которые претерпело население западных стран в период мировой войны. Именно после Первой мировой войны в большинстве европейских государств и США вводится демократическое избирательное право (всеобщее, равное, прямое при тайном голосовании). Во-вторых под влиянием революции 1917 г. правящие элиты этих государств осознали, что проведение активной социальной политики необходимо для поддержания политической стабильности. Ведь нежелание учесть социально-экономические интересы широких народных масс может привести к краху всей политической системы. В-третьих, в этот период продолжало расти влияние профсоюзов, укреплялись их международные связи. Это оказывало весьма существенную поддержку требованиям рабочих. Наконец, необходимо указать на усиление влияния социал-демократических партий реформистского толка. Теперь они не только составляли весьма существенную часть законодательных органов европейских стран, но и становились правящими партиями. Иначе говоря, они получили возможность формировать правительства. Их политические конкуренты (либералы) соответственно были вынуждены также поддерживать крупные социальные реформы. Надо также сказать, что в этот период в Европе появляется новая политическая сила – коммунистическое движение. Оно представляло собой отколовшееся под влиянием обострившей нужду и бедствия рабочего класса мировой войны и успеха российской революции 1917 г. от социал-демократии её радикальное крыло. Коммунистическое движение по-прежнему исповедовало идеи необходимости организации социалистической революции и диктатуры пролетариата. Эти партии получили мощную поддержку Советского государства. Они были объединены в организацию «Коминтерн» (1919 г.). Возглавлялся он руководством РСФСР, а позже СССР, которое рассматривало компартии зарубежных стран как орудие организации мировой социалистической революции и усиления влияния Советов в зарубежных странах. Социал-демократическое и коммунистическое движения видели друг в друге безус-ловных политических противников. Рабочее движение европейских стран оказалось расколотым.
|
|
|
|
Относительная стабильность западных стран была нарушена глобальным экономическим кризисом 1929–1933 гг. Это был наиболее масштабный из всех кризисов, известных индустриальной цивилизации, как по территории, так и по размерам экономического ущерба. В наиболее экономически развитых странах Запада падение производства составило от 30 до 50 %. Предприятия закрывались. Безработица охватила от 30 до 50 % трудоспособного населения. Финансовая система была близка к краху. Банки разорились. Сбор налогов сократился. Социальные противоречия резко обострились. Это грозило новой волной революционных потрясений. В этих условиях правительства, возглавляемые либералами и социал-демократами, вынуждены были перейти к прямому государственному регулированию экономики и социальных отношений. Это отвергалось ранее господствовавшей классической либеральной доктриной, проповедовавшей необходимость обеспечения свободы рыночных и трудовых отношений, в том числе и от государственного вмешательства. Теперь концепция социально ориентированной рыночной экономики стала основой для возникновения новой идеологии социально ориентированного либерализма, сочетавшей государственное регулирование экономики с демократическими ценностями. Теория, разработанная английским экономистом Д.М. Кей-нсом, утверждала, что вмешательство государства в экономику и социальные отношения позволит пресечь разрушительную конкуренцию и расширить рынок сбыта за счёт увеличения покупательной способности населения. Это укрепит не только бизнес, но и права, свободы человека. В соответствии с этой новой идеологией лидер демократической партии США президент Ф.Д. Рузвельт проводил в 1930-е гг. политику «Нового курса». Государственный контроль над экономикой включал в себя: контроль над деятельностью банков (включавший надзор за их финансовой состоятельностью и обязательное страхование банковских вкладов); над выпуском акций (означавший их обязательную регистрацию и проверку государством); содействие заключению между предпринимателями соглашений – кодексов честной конкуренции, способствовавших уменьшению стихийности и разрушительного эффекта конкуренции; регулирование цен на важнейшие виды товаров. Государственное регулирование социальных отношений включало в себя: организацию общественных работ с целью уменьшения безработицы; законодательное установление максимальной величины рабочей недели и минимальной заработной платы; введение пенсий по старости и пособий по безработице; признание прав профсоюзов как полномочных представителей лиц наёмного труда и узаконение забастовочной борьбы. Подобные же мероприятия были проведены в Англии и Швеции социал-демократическими правительствами и во Франции и Испании правительствами «народных фронтов» (которые состояли из социал-демократов и либералов). Более радикальные социал-демократы при этом не отказывались от углубления социальных реформ (так, во Франции был установлен оплачиваемый отпуск для рабочих и служащих) и даже от необходимости национализации наиболее важных отраслей экономики. По этой причине, а также по причине того,что кризис провоцировал приход к власти антидемократических и антикоммунистических сил, происходило сближение с правящими партиями коммунистов (которые также вошли в состав «народных фронтов»). Таким образом, в 1930-е гг. либеральные партии радикально поменяли свою идеологию, став окончательно сторонниками социально ориентированных реформ. Однако здесь они проигрывали своим конкурентам «слева», а потому постепенно теряли влияние в массах. Социал-демократы и коммунисты, идеология которых главным приоритетом объявляла социальные преобразования в интересах широких масс населения, приобрели колоссальное влияние. Консервативные партии перешли на позиции классического либерализма. Они полагали, что вмешательство государства в социально-экономические отношения может быть оправдано лишь в крайних случаях. Ведь широкие социальные программы и ограничение конкуренции проводятся за счёт экономически наиболее активных слоёв общества, а потому способствовать подъёму экономики они не могут. Такая позиция обеспечила им поддержку не только крупного бизнеса и аристократии, но и среднего класса, в том числе высокооплачиваемых лиц наёмного труда, и в целом делала их исторически перспективным политическим течением.
|
|
Однако кроме либерального и социал-демократического рецептов выхода из экономического кризиса, направленных на укрепление демократии, в 1920–1930-е гг. существовал и другой, связанный с формированием так называемых тоталитарных, антидемократических режимов. Их характерной чертой было доведение роли государства до абсолюта, введение всеобъемлющего контроля над всеми сторонами общественной и личной жизни. Не случайно он был создан в странах ускоренного типа модернизации – там, где государство всегда играло колоссальную роль, а демократия утвердиться не успела. Этот путь был выбран в Европе Италией и Германией. Там были установлены так называемые фашистские режимы. Краеугольным камнем фашистской идеологии является расизм – учение о превосходстве своей расы над другими и о возможности на этом основании решать свои проблемы за счёт низших рас. Эти идеи получили поддержку общества вследствие реваншистских настроений в Германии и недовольства итогами Первой мировой войны в Италии. К этому же массы толкали социально-экономические проблемы, вставшие перед этими странами в 1920–1930-е гг. Рецепты, предложенные в рамках либерально-демокра-тической модели, не давали выхода из них, а идеи коммунистов о всемирной социалистической революции и диктатуре пролетариата пугали. Победе фашистов также содействовали их популизм, тактика террора и (как ни парадаксально) демократия, которая была использована руководством фашистских партий для легального прихода к власти (в Италии − в 1922 г., в Германии − в 1933 г.). Суть политики фашистов сводилась к ликвидации плюрализма и демократии во имя достижения национального сплочения. Фашистская партия (в Германии – НСДАП) объявлялась единственной правящей партией, в руках руководства которой сосредотачивалась вся полнота государственной власти. Для этого же в видах установления социального мира декларировалась необходимость государственного регулирования экономики. Оно предусматривало широкую социализацию собственности, ликвидацию безработицы, предоставление мелкому и среднему бизнесу дешёвых кредитов и т.д. Целью этого сплочения и социального мира объявлялось расовое «очищение» нации, восстановление военной мощи и международного влияния. А в перспективе – приобретение жизненного пространства посредством завоевательных войн и устранение неполноценных в расовом отношении народов.
|
|
Механизм фашистской диктатуры содержал в себе следующие основные элементы:
- ликвидация всех политических и личных прав и свобод, политического плюрализма и многопартийности;
- сращивание партийного и государственного аппарата;
- ликвидация принципа разделения властей и установление партийно-государственной диктатуры;
- жёсткое государственное регулирование экономики, сужающее её рыночные механизмы, и общая милитаризация экономической жизни;
- создание мощных репрессивных органов власти, представляющих собой аппарат террора;
- тотальный контроль государства над всеми сферами общественной жизни, превращение общественных организаций, в «приводные ремни» от «партийного государства» к обществу, адаптировавшие его идеологию к различным группам и слоям населения;
- господство единой идеологии, внедрявшейся государством в массовое сознание;
- политика расизма и этнического геноцида.
К концу 1930-х гг. нацистская Германия и фашистская Италия вместе со своими союзниками, которых сближало с ними недовольство итогами мировой войны и во многом сходные политические режимы (Япония, Венгрия, Румыния), превратились в агрессоров. Они искали выход из экономических и социальных проблем, порождённых развитием индустриального общества в ликвидации демократии, превращении людей в бесправных «винтиков» «государственной машины» возглавляемой руководством правящей партии, в завоевательной политике и геноциде.