В 3-м тысячелетии до н.э. в развитии неолитического общества Западной Беларуси наступили существенные изменения в материальной культуре, хозяйстве и, видимо, в духовной жизни. Именно с 3-го тыс. до н.э. местное население начинает изготавливать гладкостенную посуду с выделенной шейкой и отогнутым венцем, украшая его различными штампами, в том числе и линейным.
На рубеже 3-го и 2-го тыс. до н.э. на судьбу позненеолитического населения Западной Беларуси выпадают новые испытания, которые влияют на его культурно-духовную жизнь и этнический состав. В это время здесь появляются носители культуры шнуровой керамики. При этом пришлое население не смогло вытеснить местное население, но существенно изменило их культуру.
В конце 3-го тыс. до н.э. на запад Беларуси накатилась новая волна миграций. В это время тут появилась новая группа носителей культуры шароподобных амфор, для посуды которой были характерны легкая заштриховка и орнаментация линейными штампами.
Шароподобники строили свое жилье на приречных возвышениях, жилища – столбовой конструкции, которые делились иногда на отдельные помещения. Очаги в жилищах – каменные или глиняные. Рядом с жилищами размещались многочисленные хозяйственные ямы. Погребения – в небольших могильниках, обложенные, как правило, камнями..
Примерно во второй четверти 3-го тыс. до н.э. в Юго-Восточную Прибалтику с территорий, прилегающих к Финскому заливу, начинает проникать население совсем чужой нарвенцам культуры. От них же они взяли обычай украшать тело и одежду подвесками, трубочками, кольцами, нашитыми пуговицами.
.
Носителей культуры гребенчать-ямочной керамики ряд исследователей причисляет к древнейшим предкам прибалтийских финнов, скорее всего эстонцев.