Лекция 6
Сущность и основные принципы управления педагогическими системами
Вопрос. Характеристика современной образовательной ситуации.
2 вопрос. Системообразующие принципы образования.
3 Вопрос. Основные современные системы обучения.
4 вопрос. Деятельностный подход к пониманию учения и его роль в организации современного образования.
вопрос. Освоение деятельности человеком.
1 вопрос.
Устойчивая | Неустойчивая |
Целостность | Разрушены внутренние и внешние скрепы, «бессвязная связность» |
Непрерывность. Образование «через всю жизнь». | Дискретность. Образование «на всю жизнь». |
Совместно с детьми к содержанию (к учебнику). | С содержанием или с учебником к ребенку. |
Преемственность между ступенями образования как ступени развития сущностных сил человека в образовании. | Преемственность между ступенями образования как относительно самостоятельные формы организации. |
Единое образовательное пространство как сложно структурированная система | Единое образовательное пространство раздроблено и разнородно как «слабо структурированная фикция», раздираемая противоречиями. |
Образование как самостоятельный субъект общественного действия | Образование как средство решения политико-идеологических задач государства |
Образование как социальный механизм, который связывает всех потребителей образовательного продукта. Образование как технология развития человека и общественных систем. Образование имеет сильную позицию в обществе и сильную науку, которая способна строить саму практику развивающего образования. | Образование не имеет своих интересов, собственной образовательной политики, не имеет сильной политики развития образования, а занимается политиканством и бесконечным реформированием. Идеологически обслуживает властные структуры, как только они обнаруживают дефицит образовательного бюджета. |
2 вопрос. Системообразующие принципы образования
|
|
Основу формирования целостной и ответственной личности в образовании XXI века возможно определить в рамках нескольких системообразующих принципов:
· Принцип фундаментализации реализует единство онтологического и гносеологического аспектов учебной деятельности и преодолевает существующую разобщенность естественнонаучного и гуманитарного образования, способствует формированию целостной картины мира, адекватной идее трансдисциплинарности систем знания
· Принцип открытости позволяет естественным образом осваивать инновационные наукоемкие образовательные технологии, помогает приступить к созданию виртуальных университетов и других образовательных центров – к развертыванию глобальной системы дистанционного образования.
|
|
· Принцип опережающего образования предполагает приоритетное развитие сферы образования на фоне других социально-экономических структур, обеспечивает органическую связь, взаимосращение образования во всех его звеньях с развитыми формами научно-исследовательской и проектной деятельности, ускоряя исследование и проектирование как особые типы образовательных процессов.
· Принцип полноты образования полагает в качестве нормы единство общего, специального и дополнительного образования во всех видах образовательных институтов, обеспечивает построение культуро – и природосообразной образовательной среды, ее насыщенность ресурсами личностного развития каждого из участников образования, делая его подлино личностно –ориентированным образованием.
· Принцип вариативности образования как единства его многообразия позволяет каждому человеку выбрать и вырабатывать свою собственную позицию, свою образовательную траекторию, становиться действительным субъектом своего образования и саморазвития, что находится в полном соответствии с главным смыслом развивающего образования.