Если Вы хотите понять понятие страдания, то вы должны отбросить ваш европейский способ рефлексии. Страдание в буддийском смысле имеет онтологический характер. Более того — у вас даже выбора нет — страдать или не страдать. Не только потому,
что в каноне написано: «Рождение есть страдание, старение есть страдание, болезнь есть страдание, смерть есть страдание, горе и печаль, боль и скорбь есть страдание, сосуществование с тем, что неприятно, есть страдание, разлука с любимым есть страдание, неисполнение желаний есть страдание, одним словом — все, составляющее жизнь, есть страдание». Его непременно и обязательно испытывает любое живое существо, поэтому всякая жизнь есть страдание. Любому живущему уготованы неизбежные страдания, и никто не в силах избежать их.
Страдание является онтологическим фактом потому, что все три базовых качества проявленной жизни: непостоянство (аничча), неудовлетворительность (дуккха) и бессамостность (анатта) являются признаками страдания.
|
|
Аничча показывает динамичность и процессуальность жизни и означает временное, непостоянное, изменчивое. Все, что возникает, подвержено разрушению, рожденное — смерти, оформленное — деформации. Фактически, ничто не остается таковым в течение двух последующих мгновений. Все подвержено безостановочному изменению. В феноменологическом мире мы можем обнаружить все три фазы возникновения, существования и прекращения. Уже нет того, что может быть воспринято в это мгновение.
Дуккха мы можем перевести как страдание, недовольство, неудовлетворенность, то, что трудно переносить, и т.д. Страдание происходит потому, что все, с чем мы отождествлены в социальном, материальном и духовном Эго, является частью чего-то и само является составным. Хотим, не хотим, независимо от того, насколько в нас выражена консервативная тенденция, объект отождествления изменчив и в своей внутренней структуре, и в своих взаимосвязях с окружением. Посмотрите, как меняется ваше тело внутри и как изменяется ваше отношение к нему и отношение к нему со стороны других. В конечном счете, эта вовлеченность в отношения, отождествленность и приносит страдание всему живому.
Анатта означает бессамостность. Если мы ретранслируем это понятие на доступный психологический язык, то это означает, что любой объект нашего отождествления в духовном, социальном или материальном «Я» не является «Я», «Эго», «Субличностью» и т.д. Под анатта подразумевается факт того, что ни в нас самих, ни в ком-либо другом или в групповом сознании ни одна дифференциация не является сущностью (сунната) как таковой. Анатта означает не только отсутствие любого фрагмента, дифференциации или уровней целостности «Я», но и то, что посылка о таком существовании ведет ко лжи, к искажению представления человека о самом себе.
|
|
Именно иллюзия существования «Я» приводит к таким негативным аспектам проявления человеческого, как непримиримость, вражда, непонимание, высокомерие, жадность, гордыня, агрессия и к основной искажающей идее «Я — лучше других».
Основная идея анната — я ничего не имею и я никто.
И в силу того что каждый находится в авидье обладания и отождествленности, это непременно порождает страдание и несчастье.