С особыми образовательными потребностями

Практический психолог в инклюзивной среде формирует психологическую готовность участников образовательного процесса (учеников, родителей, учителей, представителей администрации) к взаимодействию с ребенком с особыми образовательными потребностями.

Психологическое сопровождение детей-инвалидов оказывается в рамках основных направлений деятельности практических психологов.

I. Организационно-методическое направление.

1. Создание условий для реальной индивидуализации процесса обучения:

- составление индивидуальных учебных планов,

- планирование индивидуальных образовательных траекторий.

2. Программно-методическое обеспечение

II. Диагностическое направление.

1. Оценка уровня и особенностей развития ребёнка, его поведения (коммуникативная, эмоционально-волевая сферы).

2. Оценка ресурсных возможностей ребёнка, в том числе особенностей его работоспособности и темпа деятельности.

3. Оценка возможностей социальной адаптации в детском обществе и в учебном заведении в целом.

4. Стартовая и текущая психолого-педагогическая диагностика состояния ребёнка и успешности прохождения им программы (уровень развития познавательных процессов, интеллектуального развития).

III. Консультативное направление

1. Выработка совместных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми-инвалидами, единых для всех участников образовательного процесса;

2. Консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с детьми-инвалидами;

3. Консультирование учащихся по выявленным проблемам;

4. Консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и социально-правовым вопросам

IV. Информационно – просветительская работа

Организация информационно-просветительской деятельности по вопросам инклюзивного образования со всеми участниками образовательного процесса.

V. Коррекционно-развивающее направление

1. Снятие нервно-психического напряжения ребёнка в период его адаптации к образовательной среде;

2. Формирование коммуникативных навыков, преодоление отчужденности.

3. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности: познавательной активности, самостоятельности, ответственности. Преодоление пассивности.

4. Формирование навыков социального поведения, обеспечивающих адаптацию к школьным условиям: осознание социальной роли ученика, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения и т.д.

При составлении Индивидуальной программы развития с целью определения учебных стратегий и подходов к обучению ребенка с особыми образовательными потребностями практический психолог исключительно предоставляет информацию про ее индивидуальные особенности, возможности и потребности, уровень сформированности познавательных процессов и действий. А именно:

- соотношение уровня умственного развития ребенка и возрастной нормы;

- уровень развития когнитивной сферы;

- особенности эмоционально-волевой сферы;

- индивидуально-типологические особенности;

- умственная работоспособность и темп умственной деятельности.

Основная цель индивидуального планирования – помощь педагогическому коллективу приспособить среду к потребностям ребенка путем предоставления ей дополнительных услуг и форм поддержки в процессе обучения и организации наблюдения за динамикой его развития.

Задачи психолога по сопровождению детей с особенными образовательными потребностями, в условиях инклюзивного образования:

1. Выявление детей, у которых возникают трудности в обучении, общении и взаимодействии с окружающими; определение причин этих трудностей; при необходимости, направление к соответствующим специалистам с целью установления причин и предоставления помощи.

2. Выявление причины социального неблагополучия или задержки в умственном развитии ребенка путем наблюдений, анализа учебной документации, проведения консилиумов с учителями.

3. Проведение наблюдения за ребенком с целью изучения его индивидуальных особенностей, склонностей, интересов и потребностей.

4. Участие в пределах своей компетенции, в составлении развернутой психолого-педагогической характеристики на ребенка и его индивидуального плана развития.

5. Участие в подготовленные документов для рассмотрения на заседаниях психолого-медико-педагогических консультаций.

6. Ознакомление с выводами и рекомендациями психолого-медико-педагогических консультаций по организации обучения ребенка и предоставления ей дополнительных услуг; разработка индивидуального плана коррекционно-развивающей работы.

7. Участие в разработке необходимой адаптации учебных материалов, подходов, а именно, предоставление рекомендаций педагогам по учету особенностей учебно-познавательной деятельности ребенка при определении форм и методов работы с ней.

8. Содействие созданию положительного микроклимата в коллективе, проведение мероприятий, направленных на профилактику стигматизации и дискриминации в школьном окружении, формирование дружественного и непредвзятого отношения к ребенку с особыми образовательными потребностями.

9. Предоставление в пределах своей компетенции консультативно-методической помощи педагогам в работе с ребенком.

10. Налаживание сотрудничества со специалистами, которые непосредственно работают с ребенком с особыми образовательными потребностями и принимают участие в разработке индивидуальной программы.

Задачи социального педагога по сопровождению детей с особенными образовательными потребностями, организации инклюзивного обучения в образовательном учреждении

1. Защита и обеспечение прав и свобод ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях образовательного учреждения и во время пребывания ребенка в семье.

2. Выявление детей, у которых возникают трудности общении и взаимодействии с окружающими или проживающих в семьях, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах.

3. Определение социальных вопросов, требующих немедленного решения причин и трудностей; при необходимости, направление к соответствующим специалистам с целью предоставления соответствующей помощи.

4. Определение статуса детей с особыми образовательными потребностями в коллективе, предоставление рекомендаций классный, классному руководителю о путях эффективной интеграции такого ребенка в коллектив сверстников, формирование положительного микроклимата в детском коллективе.

5. Распространение информации о принципах инклюзивного обучения среди педагогов, родителей, детей с целью формирования дружественного и непредвзятого отношения к ребенку с особыми образовательными потребностями.

6. Участие в составлении развернутой психолого-педагогической характеристики на ребенка и его индивидуального плана развития; участие в работе психолого-педагогического консилиума.

7. Обеспечение ребенка с особыми образовательными потребностями и его родителей информацией об инфраструктуре внешкольных учебных заведений в микрорайоне, городе, селе, содействие по участию ребенка в кружках, секциях с учетом ее возможностей.

8. Представление интересов ребенка с особыми образовательными потребностями в соответствующих органах и службах.

Алгоритм деятельности

практического психолога и социального педагога по сопровождению детей с особенными образовательными потребностями, в условиях инклюзивного образования включает:

- ознакомление с личным делом ребенка, историей и особенностью протекания заболевания, собеседование с представителем психолого-медико-педагогической консультации;

- беседу с ребенком и его родителями, целью определения уровня возможностей ребенка (самообслуживание, общение, познавательных возможностей, самоконтроля поведения, эмоционально-волевой сферы и т.д.);

- оценку образовательной среды, определение о его соответствии с потребностями и возможностями ребенка. Психолог предоставляет предложение по осуществлению организационных, функциональных, методических изменений;

- изучение индивидуальных особенностей и психического развития ребенка;

- проведение психолого-педагогического консилиума с целью разработки индивидуальной программы;

- проведение встречи с родителями и учениками класса (школы), педагогами с целью формирования их психологической готовности к взаимодействию с ребенком с особыми образовательными потребностями;

- проведение психокоррекционной работы с целью развития потенциальных возможностей ребенка и соответствующего формирования личности;

- отслеживание социально-психологического климата в коллективе и статуса ребенка в группе;

- содействие социальной интеграции ребенка: привлечение в внеклассную и внешкольную деятельность;

- мониторинг уровня адаптированности и интегрированности ученика, адаптация соответствующих индивидуальных программ, планов.

Задачи руководителя психологической службы

района по организации инклюзивного обучения и обеспечения сопровождения детей с особенными образовательными потребностями

1. Организация и обеспечение деятельности районных методических объединений практических психологов и социальных педагогов по проблемам психологического и социально-педагогического обеспечения инклюзивного образования с привлечением к этой работе специалистов ПМПК, учителей-дефектологов, логопедов.

2. Осуществление методического контроля (супервизии) за деятельностью специалистов психологической службы, участвующих в организации инклюзивного обучения.

3. Использование индивидуальных программы (индивидуальный учебный план) развития учащихся особыми образовательными потребностями с привлечением педагогов, родителей, профильных специалистов.

4. Организация и проведение в образовательных учреждениях работниками психологической службы просветительской работы по повышению психологической культуры учителей, родителей и учащихся с целью предупреждения стигматизации и дискриминации детей, имеющих особые образовательные потребности.

5. Осуществление научно-методической экспертизы, обобщение и распространение передового опыта работы практических психологов и социальных педагогов в условиях инклюзивного обучения.

Рекомендации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: