Практический психолог в инклюзивной среде формирует психологическую готовность участников образовательного процесса (учеников, родителей, учителей, представителей администрации) к взаимодействию с ребенком с особыми образовательными потребностями.
Психологическое сопровождение детей-инвалидов оказывается в рамках основных направлений деятельности практических психологов.
I. Организационно-методическое направление.
1. Создание условий для реальной индивидуализации процесса обучения:
- составление индивидуальных учебных планов,
- планирование индивидуальных образовательных траекторий.
2. Программно-методическое обеспечение
II. Диагностическое направление.
1. Оценка уровня и особенностей развития ребёнка, его поведения (коммуникативная, эмоционально-волевая сферы).
2. Оценка ресурсных возможностей ребёнка, в том числе особенностей его работоспособности и темпа деятельности.
3. Оценка возможностей социальной адаптации в детском обществе и в учебном заведении в целом.
|
|
4. Стартовая и текущая психолого-педагогическая диагностика состояния ребёнка и успешности прохождения им программы (уровень развития познавательных процессов, интеллектуального развития).
III. Консультативное направление
1. Выработка совместных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми-инвалидами, единых для всех участников образовательного процесса;
2. Консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с детьми-инвалидами;
3. Консультирование учащихся по выявленным проблемам;
4. Консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и социально-правовым вопросам
IV. Информационно – просветительская работа
Организация информационно-просветительской деятельности по вопросам инклюзивного образования со всеми участниками образовательного процесса.
V. Коррекционно-развивающее направление
1. Снятие нервно-психического напряжения ребёнка в период его адаптации к образовательной среде;
2. Формирование коммуникативных навыков, преодоление отчужденности.
3. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности: познавательной активности, самостоятельности, ответственности. Преодоление пассивности.
4. Формирование навыков социального поведения, обеспечивающих адаптацию к школьным условиям: осознание социальной роли ученика, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения и т.д.
При составлении Индивидуальной программы развития с целью определения учебных стратегий и подходов к обучению ребенка с особыми образовательными потребностями практический психолог исключительно предоставляет информацию про ее индивидуальные особенности, возможности и потребности, уровень сформированности познавательных процессов и действий. А именно:
|
|
- соотношение уровня умственного развития ребенка и возрастной нормы;
- уровень развития когнитивной сферы;
- особенности эмоционально-волевой сферы;
- индивидуально-типологические особенности;
- умственная работоспособность и темп умственной деятельности.
Основная цель индивидуального планирования – помощь педагогическому коллективу приспособить среду к потребностям ребенка путем предоставления ей дополнительных услуг и форм поддержки в процессе обучения и организации наблюдения за динамикой его развития.
Задачи психолога по сопровождению детей с особенными образовательными потребностями, в условиях инклюзивного образования:
1. Выявление детей, у которых возникают трудности в обучении, общении и взаимодействии с окружающими; определение причин этих трудностей; при необходимости, направление к соответствующим специалистам с целью установления причин и предоставления помощи.
2. Выявление причины социального неблагополучия или задержки в умственном развитии ребенка путем наблюдений, анализа учебной документации, проведения консилиумов с учителями.
3. Проведение наблюдения за ребенком с целью изучения его индивидуальных особенностей, склонностей, интересов и потребностей.
4. Участие в пределах своей компетенции, в составлении развернутой психолого-педагогической характеристики на ребенка и его индивидуального плана развития.
5. Участие в подготовленные документов для рассмотрения на заседаниях психолого-медико-педагогических консультаций.
6. Ознакомление с выводами и рекомендациями психолого-медико-педагогических консультаций по организации обучения ребенка и предоставления ей дополнительных услуг; разработка индивидуального плана коррекционно-развивающей работы.
7. Участие в разработке необходимой адаптации учебных материалов, подходов, а именно, предоставление рекомендаций педагогам по учету особенностей учебно-познавательной деятельности ребенка при определении форм и методов работы с ней.
8. Содействие созданию положительного микроклимата в коллективе, проведение мероприятий, направленных на профилактику стигматизации и дискриминации в школьном окружении, формирование дружественного и непредвзятого отношения к ребенку с особыми образовательными потребностями.
9. Предоставление в пределах своей компетенции консультативно-методической помощи педагогам в работе с ребенком.
10. Налаживание сотрудничества со специалистами, которые непосредственно работают с ребенком с особыми образовательными потребностями и принимают участие в разработке индивидуальной программы.
Задачи социального педагога по сопровождению детей с особенными образовательными потребностями, организации инклюзивного обучения в образовательном учреждении
1. Защита и обеспечение прав и свобод ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях образовательного учреждения и во время пребывания ребенка в семье.
2. Выявление детей, у которых возникают трудности общении и взаимодействии с окружающими или проживающих в семьях, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах.
3. Определение социальных вопросов, требующих немедленного решения причин и трудностей; при необходимости, направление к соответствующим специалистам с целью предоставления соответствующей помощи.
4. Определение статуса детей с особыми образовательными потребностями в коллективе, предоставление рекомендаций классный, классному руководителю о путях эффективной интеграции такого ребенка в коллектив сверстников, формирование положительного микроклимата в детском коллективе.
|
|
5. Распространение информации о принципах инклюзивного обучения среди педагогов, родителей, детей с целью формирования дружественного и непредвзятого отношения к ребенку с особыми образовательными потребностями.
6. Участие в составлении развернутой психолого-педагогической характеристики на ребенка и его индивидуального плана развития; участие в работе психолого-педагогического консилиума.
7. Обеспечение ребенка с особыми образовательными потребностями и его родителей информацией об инфраструктуре внешкольных учебных заведений в микрорайоне, городе, селе, содействие по участию ребенка в кружках, секциях с учетом ее возможностей.
8. Представление интересов ребенка с особыми образовательными потребностями в соответствующих органах и службах.
Алгоритм деятельности
практического психолога и социального педагога по сопровождению детей с особенными образовательными потребностями, в условиях инклюзивного образования включает:
- ознакомление с личным делом ребенка, историей и особенностью протекания заболевания, собеседование с представителем психолого-медико-педагогической консультации;
- беседу с ребенком и его родителями, целью определения уровня возможностей ребенка (самообслуживание, общение, познавательных возможностей, самоконтроля поведения, эмоционально-волевой сферы и т.д.);
- оценку образовательной среды, определение о его соответствии с потребностями и возможностями ребенка. Психолог предоставляет предложение по осуществлению организационных, функциональных, методических изменений;
- изучение индивидуальных особенностей и психического развития ребенка;
- проведение психолого-педагогического консилиума с целью разработки индивидуальной программы;
- проведение встречи с родителями и учениками класса (школы), педагогами с целью формирования их психологической готовности к взаимодействию с ребенком с особыми образовательными потребностями;
|
|
- проведение психокоррекционной работы с целью развития потенциальных возможностей ребенка и соответствующего формирования личности;
- отслеживание социально-психологического климата в коллективе и статуса ребенка в группе;
- содействие социальной интеграции ребенка: привлечение в внеклассную и внешкольную деятельность;
- мониторинг уровня адаптированности и интегрированности ученика, адаптация соответствующих индивидуальных программ, планов.
Задачи руководителя психологической службы
района по организации инклюзивного обучения и обеспечения сопровождения детей с особенными образовательными потребностями
1. Организация и обеспечение деятельности районных методических объединений практических психологов и социальных педагогов по проблемам психологического и социально-педагогического обеспечения инклюзивного образования с привлечением к этой работе специалистов ПМПК, учителей-дефектологов, логопедов.
2. Осуществление методического контроля (супервизии) за деятельностью специалистов психологической службы, участвующих в организации инклюзивного обучения.
3. Использование индивидуальных программы (индивидуальный учебный план) развития учащихся особыми образовательными потребностями с привлечением педагогов, родителей, профильных специалистов.
4. Организация и проведение в образовательных учреждениях работниками психологической службы просветительской работы по повышению психологической культуры учителей, родителей и учащихся с целью предупреждения стигматизации и дискриминации детей, имеющих особые образовательные потребности.
5. Осуществление научно-методической экспертизы, обобщение и распространение передового опыта работы практических психологов и социальных педагогов в условиях инклюзивного обучения.
Рекомендации