Развитие интеллекта– это стихийный, подчиненный своим особым законам процесс вызревания операциональных структур (схем), постепенно вырастающих из предметно-житейского опыта ребенка. Таким образом, интеллектуальное развитие – это развитие операциональных структур интеллекта.
Согласно теории Пиаже, в этом процессе может быть выделено пять стадий:
· Стадия сенсорно-моторного интеллекта(от 8-10 месяцев до 1,5 лет). Ребенок пытается понять новый объект через его употребление, применяя ранее усвоенные действия (встряхнуть, ударить, подергать и т.д.).
· Допонятийный интеллект(от 1,5 лет до 4 лет) проявляется в усвоении вербальных знаков родного языка, детской игре и детском воображении.
· Стадия интуитивного интеллекта (от 4 до 7-8 лет).
· Стадия конкретных операций (с 7-8 лет до 11-12 лет).
· Стадия формальных операций (с 11-12 лет до 14-15 лет)- формируется логическое мышление.
РЕЧЬ – исторически сложившаяся в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком [В. Глухов]. Иначе говоря, это язык, функционирующий в контексте индивидуального сознания [С.Л. Рубинштейн].
Функции речи [Л.Д. Столяренко]:
· Коммуникативная.
· Сигнификативная.
Виды речи [Б.Г. Мещеряков]:
1. Письменная речь;
· Письменно-монологическая.
2. Устная речь;
· устно-монологическую речь
· устно-диалогическая речь
3. Внешняя речь – средство общения.
4. Внутренняя речь – средство мышления.
Характеристики речи:
· Содержательность.
· Понятность.
· Выразительность.
· Действенность.
Таблица 10- Отличие речи от языка
Критерий | Речь | Язык |
Определение | совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. | система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл. |
Общность | Индивидуально своеобразна. | Един для всех. |
Что выражает? | Психологию отдельно взятого человека или общности людей, для которых данные особенности речи характерны | Психологию народа, для которого он является родным; на всем протяжении существования народа. |
Существование и развитие | Без усвоения языка невозможно. | Возможно; относительно независимо от человека, по законам, не связанными ни с психологией, ни с поведением |
Воображение
ВООБРАЖЕНИЕ – преобразование данного и порождение на этой основе новых образов, являющихся и продуктами творческой деятельности человека, и прообразами для нее [С.Л. Рубинштейн].
Виды воображения [Р.С. Немов]:
1. Активное.
2. Пассивное.
3. Продуктивное.
4. Репродуктивное.
Приемы воображения :
1. Агглютинация (от лат. «агглютинаре» – приклеивать) – соединение несоединимых в реальности качеств, свойств, частей предметов, «склеивание» их в причудливых сочетаниях.
2. Гиперболизация – увеличение предмета или его частей, количества частей.
3. Акцентуация (заострение) – акцентирует какие-либо признаки.
4. Типизация выделяет существенное, повторяющееся в однородных явлениях, но при этом воплощает результат в конкретном образе.
5. Схематизация — мысленное исключение определенных качеств и свойств объектов, что позволяет выделить в них главное, существенное. При схематизации представления, из которых конструируется образ фантазии, сливаются. При этом различия уходят на второй план, а на первый план выдвигаются черты сходства. Схематизация, с одной стороны, удаляет изображение от действительности, с другой стороны, приближает его к реальности, ибо снимает с него случайные наслоения и внешние покровы.
Выводы
К познавательным процессам относятся ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение. Каждый из них имеет свои виды, закономерности, свойства.
Вопросы для самопроверки
1. Почему люди обращают внимание на светодиодные экраны с рекламой?
2. Верно ли, что очкарики в очках лучше слышат? [Е.Е. Сапогова].
3. Верно или нет и почему? Чем богаче опыт, тем лучше развито воображение. [Е.Е. Сапогова].
4. Определить тип памяти. При печатании на пишущей машинке, как только буква напечатана, человек тут же забывает ее, чтобы перейти к следующей. [Е.Е. Сапогова].
5. Верно или нет и почему? Мышление – процесс, всегда опирающийся на данные чувственного опыта. [Е.Е. Сапогова].