ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ
Педагогика – наука и искусство.
Предмет, объект, задачи, функции, методы педагогики
Педагогика – совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение.
Педагогику можно рассматривать:
1 Как искусство (К.Д. Ушинский) – ни политика, ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками.., а только искусствами…
1. Науку (П.П. Блонский, С.И. Гессен) – лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена одним лицом другому, и потому лишь в виде теоретической науки, может существовать педагогика.
2. Технологию (В.П. Беспалько, А.Г. Ободовский) – искусство основано на интуиции, технология, на науке.
Объект П – воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс.
Предмет П – определяющие развитие личности противоречия, закономерности, отношения, технологии и организации и осуществления воспитательного процесса.
П как наука решает несколько важных теоретических задач:
Ø выяснение закономерностей процесса воспитания, образования;
Ø изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;
Ø разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами;
Ø внедрение результатов исследования в практику преподавания;
Ø планирование образования на ближайшее и отдаленное будущее.
Функции П: теоретическая – объяснительно-описательная, прогностическая, диагностическая; технологическая – проективная, рефлексивная, преобразовательная.
Методы П: наблюдение, опрос, работа с документацией, тесты, эксперимент, моделирование.
Основные категории педагогики
Образование – процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков, умений, развитие ума и чувств, формирование мировоззрения и познавательных процессов.
Воспитание – социальное, целенаправленное создание условий для усвоения новыми поколениями общественного исторического опыта с целью подготовки его к жизни.
Обучение – специально организованный процесс, включающий в себя две органично взаимосвязанные деятельности – преподавание и учение.
Педагогическая деятельность - специфический тип деятельности, назначение которой - подготовка подрастающих поколений к жизни на основе приобщения их к ценностям человеческой культуры.
Педагогическое взаимодействие - способ, процесс и результат достижения учителем и учеником совместной цели в пед. деятельности.
Педагогическое взаимодействие имеет две стороны: педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника.
Воздействия могут быть прямые и косвенные, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, по наличию или отсутствию цели, характеру обратной связи (управляемые, неуправляемые) и т.п.
Столь же многообразны и ответные реакции воспитанников: активное восприятие, переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональное переживание или безразличие, действия, поступки, деятельность и т.п.
Педагогическая технология - система взаимосвязанных приемов, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, объединение единой концептуальной основой, целями и задачами, создающая заданную совокупность условий для обучения, воспитания и развития.