Факторы формирования личности человека:
1. Наследственный фактор:
· особенности физиологии ВНД (своеобразие работы всей ВНД, проявление темперамента, эмоций, чувств, поведения и поступков);
· анатомо-физиологические особенности (характеристики личности, которые зависят от анатомической и физической структуры человека, оказывающих серьезное влияние на его психику и поведение);
· задатки (врожденные анатомо-физиологические особенности организма, которые облегчают развитие способностей).
2. Природно-географическая среда.
3. Социальный фактор:
· макросреда (общество в совокупности всех его проявлений);
· микросреда (семья и т.д.);
· трудовая деятельность;
· общение;
· организованное воспитание; самовоспитание.
Метод воспитания либо метод обучения - система воспитательных и образовательных средств, характеризующих совместную деятельность педагогов и учащихся.
Методы воздействия на личность оказывают комплексное влияние на учащихся и крайне редко применяются вне связи друг с другом. Поэтому любая группировка (классификация) методов условна, а рассмотрение каждого из них в отдельности приводится лишь для удобства анализа и выделения их характерных особенностей.
Методы воздействия на личность:
· убеждение (основной метод воспитания, представляющий собой воздействие на рациональную сферу сознания человека);
· внушение, заражение, подражание; «личный пример»(целеустремленное и планомерное воздействие на сознание и поведение человека системой положительных примеров);
· упражнение (позволяет накапливать опыт правильного поведения)и приручение;
· обучение;
· принуждение (применение таких мер к человеку, которые побуждают его выполнять свои обязанности вопреки нежеланию осознавать вину и исправлять свое поведение);
· стимулирование (методы поощрения [внешнее активное стимулирование, побуждение человека к деятельности] и наказания, соревнование);
· контроль и оценка.