Психологическая готовность к школьному обучению

Проблема готовности к школе включает педагогичес-кий и психологический аспекты. В этой связи выделяют педагогическую и психологическую готовность к школе.

Педагогическая готовность к школе определяется уров-

нем владения специальными знаниями, умениями и на-выками, необходимыми для обучения в школе. Это навы-ки прямого и обратного счета, выполнение элементарных математических операций, узнавание печатных букв или чтение, копирование букв, пересказ содержания текстов, чтение стихов и т.д.

1 См.: Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. — М., 1988.

2 См.: Психолого-педагогические проблемы. Обучение и воспитание детей шестилетнего возраста //Вопросы психологии. - М., 1984, - № 4-5.



Безусловно, владение всеми этими навыками и умени-ями может облегчить ребенку первый этап школьного обу-чения, усвоения школьной программы. Однако высокий уровень педагогической готовности сам по себе еще не может обеспечить достаточно успешного включения ре-бенка в школьную жизнь. Нередко случается, что дети, продемонстрировавшие при приеме в школу хороший уро-вень педагогической готовности, далеко не сразу могут включиться в учебный процесс, еще не чувствуют себя настоящими школьниками: они не готовы выполнять про-стейшие дисциплинарные требования учителя, не умеют работать по заданному образцу, выбиваются из общего темпа работы в классе, не умеют налаживать отношения с одноклассниками и пр. В то же время дети, показавшие не столь высокую предварительную обученность, но облада-ющие необходимым уровнем психологической зрелости, без труда справляются с требованиями школы и успешно овладевают учебной программой.

Проблема психологической готовности к школьному обучению широко разрабатывается в трудах отечественных и зарубежных психологов (Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер, Н.И. Гуткина, Е.Е.Кравцова, Н.Г. Салмина, Й. Йирасек, Г. Витцлак и др.).

Психологическая готовность к школе - это сложное об-

разование, представляющее собой целостную систему вза-имосвязанных качеств: особенностей мотивации, сформи-рованное™ механизмов произвольной регуляции действий, достаточного уровня познавательного, интеллектуального и речевого развития, определенного типа отношений со взрослыми и сверстниками и др. Развитие всех этих ка-честв в их единстве до определенного уровня, способного обеспечить освоение школьной программы, и составляет содержание психологической готовности к школе.

В качестве основных компонентов психологической го-товности к школьному обучению выделяются: личностная готовность, развитие произвольной сферы (волевая готов-ность) и интеллектуальная готовность.

Личностная готовность к школьному обучению. Успеш-

ность школьного обучения во многом определяется тем, насколько ребенок хочет учиться, стать учеником, хо-дить в школу. Как уже отмечалось, эта новая система потребностей, связанная со стремлением ребенка стать школьником, выполнять новую, общественно значи-мую деятельность, образует внутреннюю позицию школъ-



ника1, которая является важнейшей составляющей лич-ностной готовности к школе.

Первоначально эта позиция далеко не всегда связана с полноценным желанием ребенка учиться, получать зна-ния. Многих детей привлекают в первую очередь внешние атрибуты школьной жизни: новая обстановка, яркие пор-тфели, тетради, ручки и пр., желание получать отметки. И лишь позднее может появиться желание учиться, узна-вать в школе что-то новое.

Выделить не формальные, а содержательные аспекты школьной жизни ребенку помогает учитель. Однако для того, чтобы учитель мог выполнить эту функцию, ребе-нок должен быть готов вступить с учителем в отношения нового типа. Эта форма отношений ребенка со взрослым получила название внеситуативно-личностного общения2.

Ребенок, владеющий этой формой общения, восприни-мает взрослого как непререкаемый авторитет, образец для подражания. Его требования выполняются точно и бес-прекословно, на его замечания не обижаются, напротив, к критическим словам взрослого относятся с повышен-ным вниманием, на указанные ошибки реагируют по-деловому, стараются как можно быстрее их исправить, внеся в работу необходимые изменения.

При таком отношении к учителю дети способны вести себя на уроке в соответствии со школьными требования-ми: не отвлекаться, не затевать с учителем разговоры на посторонние темы, не выплескивать свои эмоциональ-ные переживания и т.д.

Не менее важной стороной личностной готовности является способность ребенка устанавливать отношения сотрудничества с другими детьми. Умение успешно взаи-модействовать со сверстниками, выполнять совместные учебные действия имеет большое значение для освоения полноценной учебной деятельности, которая по сути сво-ей является коллективной.

Личностная готовность предполагает также определен-ное отношение к себе. Для овладения учебной деятельно-стью важно, чтобы ребенок умел адекватно относиться к результату своей работы, оценивать свое поведение. Если самооценка ребенка завышенная и недифференцирован-

1 См.: Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

2 См.: Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М.; Воро-неж, 1997.



ная, что характерно для дошкольника (он уверен, что он «самый лучший», что его рисунки, поделки и пр. «лучше всех»), о личностной готовности к школе говорить не-правомерно.

Развитие произвольной сферы. Школьная жизнь требу-ет от ребенка соблюдения большого числа правил. Им подчинено поведение учеников на уроке (нельзя шуметь, разговаривать с соседом, заниматься посторонними де-лами, нужно поднимать руку, если хочешь что-то спро-сить, и т.д.), они служат для организации учебной рабо-ты учащихся (содержать тетради и учебники в порядке, делать записи определенным образом и т.д.), регулируют отношения учеников между собой и с учителем.

Способность подчиняться правилам и требованиям взрослого, умение работать по образцу- основные пока-затели сформированное™ произвольного поведения. Его развитие Д.Б. Эльконин считал наиболее важной состав-ляющей готовности к школе.

Под руководством Д.Б. Эльконина был проведен следу-ющий широко известный эксперимент. Взрослый просил ребенка разобрать кучу спичек, перекладывая их по одной в другое место. Затем экспериментатор уходил, оставляя ребенка одного в комнате. В эксперименте участвовали дети 5, 6 и 7 лет. Оказалось, что более старшие дети, готовые к школьному обучению, скрупулезно выполняли эту совер-шенно непривлекательную и в целом бессмысленную ра-боту (ведь они договорились об этом со взрослым). Дети помладше, не готовые к школе, некоторое время после ухода экспериментатора продолжали это занятие, но за-тем начинали играть со спичками, что-то строить из них или просто отказывались от работы. Для таких детей в ту же экспериментальную ситуацию вводилась кукла, кото-рая должна была присутствовать и наблюдать за тем, как ребенок выполняет задание (оставляя ребенка в комнате, экспериментатор говорил: «Я сейчас уйду, а Буратино ос-танется»). Поведение детей при этом менялось: они по-сматривали на куклу и старательно выполняли данное взрослым задание. Введение куклы заменило детям при-сутствие контролирующего взрослого и придало этой си-туации новый смысл.

Этот эксперимент показывает, что за выполнением правила лежит система отношений между ребенком и взрослым. Сначала правила выполняются в присутствии и под непосредственным контролем взрослого, затем с



опорой на предмет, замещающий взрослого, и, наконец, правило становится внутренним регулятором действий ребенка и он приобретает способность самостоятельно руководствоваться правилом. Такое «вращивание» соци-ального правила является свидетельством готовности к школьному обучению.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению. С

поступлением в школу ребенок приступает к системати-ческому изучению наук. Это требует определенного уров-ня познавательного развития. Ребенок должен быть спо-собен встать на точку зрения, отличную от его собствен-ной, чтобы усвоить объективные знания о мире, не со-впадающие с его непосредственными житейскими пред-ставлениями. Он должен уметь различать в предмете его отдельные стороны, что является непременным услови-ем перехода к предметному обучению.

Для этого ребенку необходимо владеть определенными средствами познавательной деятельности (сенсорными эта-лонами, системой мер), осуществлять основные мысли-тельные операции (уметь сравнивать, обобщать, класси-фицировать объекты, выделять их существенные призна-ки, делать выводы и пр.).

Интеллектуальная готовность предполагает также наличие умственной активности ребенка, достаточно широкие позна-вательные интересы, стремление узнавать что-то новое.

Психологическая готовность к школе - это сложное, комплексное образование, которое является итогом пол-ноценно прожитого дошкольного детства. Недостаточныйуровень развития какого-либо одного или нескольких параметров психологической готовности свидетельствует о недостатках развития ребенка в предшествующий воз-растной период.

Уровень педагогической готовности выявляет учитель. Психологическая готовность ребенка к школе определя-ется психологом, в распоряжении которого имеются спе-циальные диагностические программы1.

Все дети, достигшие 6,5-7 лет и не имеющие противо-показаний по состоянию здоровья, приходят в школу и начинают в ней учиться независимо от того, какой уро-вень готовности к обучению они продемонстрировали при записи в школу. Поэтому диагностика готовности к обу-чению должна быть ориентирована на выявление инди-

1 См.: Готовность детей к школе. — М., 1992; Гуткииа Н.И. Психоло-гическая готовность к школе. - М.. 1996.



видуальных психологических особенностей ребенка с уче-том их перспективного развития.

Следует иметь в виду, что ребенок поступает в школу, имея лишь предпосылки (достаточные или недостаточ-ные) к началу овладения новой для него учебной дея-тельностью. По словам Л.С. Выготского, собственно го-товность к школьному обучению формируется в ходе са-мого обучения, в ходе работы с ребенком по конкретной учебной программе. Считается, что судить об уровне го-товности к школе правомерно лишь к концу первого по-лугодия первого года обучения.

Уровни педагогической и психологической готовности, показанные ребенком при приеме в школу, анализируются учителем и психологом с тем, чтобы они могли совмест-ными усилиями выработать тактику работы с каждым ре-бенком, учитывая его индивидуальные особенности.

Вопросы и задания

1. В чем состоит психологический смысл кризиса 7 лет?

2. Каковы основные внешние проявления этого кризиса?

3. Каковы основные параметры психологической готовности ребенка к школе?

4. В чем специфика педагогической и психологической готов-ности к школьному обучению?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: