Умение выделять учебную задачу

Освоение учебной деятельности происходит в процессе решения школьником системы учебных задач. Учебная за-дача по своей сути отличается от множества частных задач тем, что при решении последних ученик овладевает част-ными же способами решения. Лишь при длительной тре-нировке и выполнении целой серии таких задач дети усва-ивают некоторый общий способ. При решении же учебной задачи школьники первоначально овладевают общим спо-собом, который затем безошибочно используют при ре-шении каждой частной задачи подобного типа. Таким об-разом, решение учебной задачи требует движения мысли школьника от общего к частному2.

1 См.: Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Вестник МГУ. -- Сер. 14. Психология. - 1988. -№ I

: См.: Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.


Умение выделять учебную задачу, т.е. выделять общий

способ действия, - важная составляющая учебной деятель-ности. Первоначально младшие школьники еще не умеют самостоятельно ставить и решать учебные задачи, поэтому на первых порах обучения эту функцию выполняет учи-тель. Постепенно соответствующие умения приобретают и сами учащиеся. Это важный этап формирования самостоя-тельной учебной деятельности.

Выделение учебной задачи может представлять для младших школьников значительные трудности, поэтому в конце каждого урока учитель должен отводить время на то, чтобы проверить, как ученики поняли смысл выпол-няемых ими конкретных заданий. Вопрос «Чему мы се-годня научились на уроке?» помогает детям понять, что они, например, не просто рисовали в тетради палочки и раскрашивали кружочки, а учились вычитать (или скла-дывать) числа.

Неумение выделять учебную задачу проявляется в том, что смысл действия не раскрывается ребенку как общий способ решения задачи, а подменяется его конкретным предметным содержанием. Яркие примеры такого несов-падения приводит известный психолог К.В. Бардин: «На-пример, первокласснику надо нарисовать пять елочек, а не больше. И вот, стараясь сделать все как можно лучше, малыш выводит и раскрашивает десять елочек вместо пяти. И невдомек ему, что учитель просил нарисовать именно две большие и три маленькие елочки, для того чтобы по-казать, что число пять состоит из двух и трех. При реше-нии арифметических задач внимание маленького школь-ника сосредоточивается на сюжетных моментах. Он бурно негодует, узнав, что мама дала сестренке на два яблока больше, чем брату, и требует: „надо поровну". Когда учи-тель просит весь класс повторить хором, он кричит громче всех и часто невпопад, потому что смысл этого видит в самом хоровом произнесении слова, а не в правильной разбивке его на слоги, чего добивается учитель»1.

Одной из возможных причин, затрудняющих младшим школьникам выделение учебной задачи, является широко используемый в начальной школе принцип наглядности. Предлагаемый детям наглядный материал (счетные палоч-ки, кружочки, кубики и пр.), который по условию зада-ния требуется выстраивать в ряды, перекладывать и т.д.,

Бардин К.В. Как научить детей учиться - М., 1987. - С.9.



нередко превращается в предмет практического манипу-лирования. Тем самым создаются условия для невольной подмены учебной задачи практической1.

Неумение школьников выделять учебную задачу отно-сится к скрытым трудностям в учении. Нередко этим стра-дают и старшеклассники. Поэтому выявление подобных трудностей необходимо провести уже в младших классах, когда ребенок еще только овладевает учебной деятельнос-тью. Помощь в этом могут оказать беседы с ребенком по поводу его занятий, наблюдения за его работой на уроке при выполнении учебных заданий, рассказы родителей о том, как школьник готовит уроки дома, и т.д.

Решающая роль в такой диагностике принадлежит уме-ло заданным вопросам. Они могут касаться отдельных за-даний или упражнений, например: «А зачем нужно такое упражнение? Что осваиваешь, когда его делаешь? А какие слова тут взяты в скобки?» и т.п. Вопросы могут быть на-правлены на сравнение разных заданий и упражнений, относящихся к одному правилу, или, напротив, к разным правилам, и т.д.

Как показывает практика, научить младшего школьни-ка выделять учебную задачу достаточно легко. Важно только помнить о вероятности такого рода затруднений и обра-щать специальное внимание на регулярное выделение учи-телем на уроках соответствующих учебных задач. Необходи-мую помощь при этом могут оказать и родители, контроли-руя ребенка при выполнении домашних заданий. В случае систематических неудач рекомендуется использовать игро-вые ситуации, помогающие ребенку освоить необходимое, но пока недостаточно понятное ему учебное задание2.

3.4. Учебныедействия

Выполнение учебной задачи осуществляется с помо-щью учебных действий, посредством которых школьники воспроизводят и усваивают образцы общих способов дей-ствия3.

Состав учебных действий неоднороден. Одни из них применяются для усвоения любого учебного материала (например, изображение заданных образцов тем или иным

' См.: Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.
2 Бардин К.В. Как научить детей учиться - М., 1987.
  Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте//

Возрастная и педагогическая психология. - М., 1973.



способом: графически, в виде моделей или словесных опи-саний и т.д.). Другие характерны для работы с определен-ным учебного предметом, третьи - для воспроизведения лишь отдельных частных образцов.

Усвоению каждого фундаментального понятия при изу-чении того или иного учебного предмета соответствует определенная система учебных действий. Так, для полно-ценного усвоения грамматических понятий о строении слов и значении морфем младшие школьники должны: 1) из-менить исходное слово и получить его вариантные формы или родственные слова; 2) сравнить значение исходного слова и новых слов; 3) сопоставить формы исходного сло-ва и выделить морфемы; 4) установить функциональное зна-чение морфем данного слова и т.д. Если школьник по раз-ным причинам не овладеет всей системой этих учебных действий, он с большой вероятностью будет испытывать трудности при усвоении грамматики родного языка.

Обучение учебным действиям, необходимым для овла-дения тем или иным учебным предметом, происходит в процессе преподавания в соответствии с определенными принципами дидактики. И ответственность за полноцен-ное усвоение всей системы учебных действий каждым из учащихся ложится прежде всего на плечи учителя.

В школьной практике нередко приходится сталкиваться

с недостаточным или нерациональным использованием таких учебных действий, которые являются общими для усвоения различных учебных предметов, т.е. с общими при-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: