Продуцирование высказываний (Дивергентное продуцирование— Символическое-Системы)

Напишите как можно больше предло­жений по следующей форме

W _ с _ е _ n _

5. Задача на завершение (Конверген­тное продуцирование-Символичес­кое—Отношения)

pots stop bard drab rats _

6* Задача на дедукцию (Конвергент­ное продуцирование-Символичес­кое—Отношения)

Чарльз моложе Роберта

Чарльз старше Франка

Кто старше, Роберт или Франк?

(*Рисунок заимствован из J P Guüford/Three Faces of Intellect," The American Psychologist, vol 14, 1959, pp 469-479)

9 юр с

. И) (pJOU ÀJ9A9 pdJBAOD Э/\Д Jr

/HDDh 'ОЗЬЭи 'UÂJ.D/

ЮО1Э '3AO1S 'У1УНЭ /

2. Приемы и модели факторного анализа трудно испытать путем со­поставления их друг с другом.

3. Попытка понять интеллект, исходя из индивидуальных особеннос­тей, на которые в основном полагается логика факторного анали­за,— это не единственное (и не обязательно лучшее) из имеющих­ся средств для анализа человеческих способностей.

Позже когнитивные психологи предложили как новые методы, так и новые модели человеческого интеллекта, соответствующие в целом ин­формационному подходу, рассматриваемому в данном тексте.

Если обработка информации проходит последовательные стадии, на каж- Когнитивные дои из которых выполняются уникальные операции, то человеческий ум теории можно рассматривать как компонент человеческого интеллекта, взаимо- интеллекта действующий с обработкой информации. В сущности, именно так пред­ставляют себе ум человека когнитивные психологи, придерживающиеся информационного подхода к познанию. Энтузиазм в отношении информа­ционного подхода начался, видимо, тогда, когда когнитивных психологов очаровал компьютерный интеллект (следующая глава этой книги посвя­щена искусственному интеллекту, или компьютерному моделированию ин­теллекта). Аналогия между человеческим и искусственным интеллектом неизбежна; информация из внешнего мира воспринимается или "входит", она хранится в памяти, подвергается определенному преобразованию, и затем продуцируется "выход". Кроме того, обработка информации анало­гична компьютерным программам и интеллектуальным функциям челове­ка, включая его ум

Кратковременная память. В качестве примера исследований ин­теллекта, проводимых когнитивными психологами, мы рассмотрим снача­ла работы Ханта, Люннеборга, Льюиса и Лансмана из Вашингтонского университета (Hunt, 1978; Hunt, Lunneborg, and Lewis, 1975; Hunt and Lansman, 1982). Хант и его коллеги поставили следующий вопрос: "Чем отличается обработка информации у людей с высокими и низкими способ­ностями?" Группе, состоявшей из студентов с высокими и низкими спо­собностями и отобранной на основе стандартизованного вступительного теста в колледж, такого как Тест На Школьные Задатки (Scholastic Apti­tude Test), задавали вопросы, требующие поиска обычной информации в долговременной памяти. В качестве зависимой переменной измерялась скорость воспроизведения.

Чтобы измерить время реакции, Хант использовал задачу на сопостав­ление букв, разработанную Познером и др. (1969) и рассмотренную нами довольно подробно в Главе 6. В этой задаче от испытуемых требовалось решить, совпадают ли две буквы (например, А-А или А-а). В некоторых случаях буквы совпадали физически, а иногда сопоставление происходило по названиям букв С позиций информационного подхода, для проверки физического соответствия букв от испытуемого требовалось просто ввес­ти их в кратковременную память и принять решение, тогда как при сопо­ставлении букв по названию испытуемый должен был ввести их обе в КП, воспроизвести название буквы (очевидно, хранящееся в ДП), принять ре­шение и затем нажать кнопку, с помощью которой измерялось время реак-

Мышление, раздел 2: решение задач, творчество и человеческий интеллект

ции. Хант предположил, что при оценке физического соответствия рабо­тают только структурные процессы, связанные с кодированием и сравне­нием зрительных паттернов, тогда как сравнение названий отражает эф­фективность кодирования информации на уровне, требующем, чтобы фи­зическая репрезентация буквы вступала в контакт с названием этой бук­вы в ДП. Грубо говоря, скорость, с которой человек может воспроизвести информацию из ДП, является мерой вербальных способностей. В услови­ях физического сопоставления букв (А-А), высоко- и низкоспособные группы справлялись примерно одинаково хорошо, но в условиях сравне­ния названий (А-а) низкоспособной группе для принятия правильного ре­шения в среднем требовалось больше времени, чем группе с высокими способностями. Различие между этими группами было в диапазоне от 25 до 50 мсек, что на самом деле может показаться очень мало; однако, если учесть, что в процессе нормального чтения — например, при чтении учеб­ника — происходит декодирование многих тысяч букв, эффекты этих мил-лисекундных периодов быстро суммируются. Эти результаты были прове­рены на различных группах испытуемых, включая студентов университе­та, десятилетних детей, пожилых взрослых и умственно отсталых людей.

В другом исследовании, где изучались различия между людьми с высо­кими и низкими вербальными способностями, Хант (1978) применил мо­дифицированный вариант методики Брауна-Петерсона (см. Глава 5). В этой задаче, как вы помните, от испытуемых требовалось вспомнить слог из трех букв после того как они в течении некоторого времени отсчитыва­ли назад по три. (Хант использовал четырехбуквенные слоги, а цифры предлагал испытуемым читать.) В этом эксперименте показатели воспро­изведения букв значительно различались у испытуемых с высокимичи низ­кими вербальными способностями. Кроме того, кривые удерживания у обеих групп оказались параллельны, откуда следует, что способная груп­па более эффективно кодирует вербальную информацию, чем малоспособ­ная (а не просто удерживает больше информации). Наконец, для выявле­ния различий между испытуемыми с высокими и низкими вербальными способностями Хант использовал парадигму Сола Стернберга (см. Гла­ва 5) и, как можно было ожидать, обнаружил, что способная группа справ­ляется с этой задачей лучше, чем малоспособная.

Исследования Ханта и других важны по нескольким причинам. Во-первых, они показывают, что информационный подход обеспечивает мно­го процедур, удобных для изучения человеческого интеллекта. Возможно, что некоторые из секретов других параметров интеллекта (кроме вербаль­ных способностей) — таких как математические способности, простран­ственные способности или, возможно, даже общий интеллект — удастся описать в терминах достаточно простых когнитивных процессов и меха­низмов. Во-вторых, не исключено, что КП связана с вербальной составля­ющей интеллекта не потому, что интеллект критически зависит от коли­чества элементов, удерживаемых в КП, но потому, что простые когнитив­ные процессы и операции, которые зависят от КП и ДП, такие как опреде­ление названия буквы или удержание в памяти слога из трех букв, зави­сят от индивидуальных различий в интеллекте7.

7См. также Зинченко В.П., Леонова А.Б., Стрелков Ю.К. Психометрика утом­ления.— Прим. ред.

Мышление и интеллект - естественный и искусственный 486

Общие знания. С самого начала разработки ранних тестов на интел­лект общее знание считалось неотъемлемой частью интеллекта человека; и до сего дня вопросы, направленные на выявление того, насколько инди­видуум понимает мир, входят в состав наиболее распространенных тес­тов. Видимо, изготовители тестов полагают, что знание того, что Баг­дад — столица Ирака, или что водород легче гелия, или что Кировский балет выступает в Ленинграде, или что наиболее сохранившаяся могила Тутанхамона была открыта Говардом Картером (все это примеры моего пассивного знания — т.е. такая информация, которая может храниться в простом компьютере), имеет какое-то отношение к интеллекту. Между тем, связям общих знаний с интеллектом уделялось удивительно мало внимания, теоретического и прагматического. Как отмечают Сиглер и Ри­чарде (Siegier and Richards, 1982) "По тем же причинам, по которым рыба будет последним существом, открывшим воду, до недавнего времени в психологии развития почти не уделялось внимания изменениям объема конкретных знаний у детей. Эти изменения настолько вездесущи, что, видимо, просто не попали в объектив исследователей. Вместо того, чтобы изучать содержание знания, его незаметно отклонили как побочный про­дукт более глубоких изменений в способностях и стратегиях" (с.930).

Из тестов на общую информированность можно получить важные све­дения о текущем состоянии человека и о его способности к воспроизведе­нию информацию. Это, в свою очередь, может дать полезный ключ к его интеллектуальной предыстории и предсказать будущие достижения. И все же из многих недавно открытых когнитивных атрибутов только малая часть была связана с интеллектом человека. Кажется, что исследователей ин­теллекта могла бы особо заинтересовать тема семантической организа­ции. В одной из предыдущих глав обсуждались некоторые современные теории семантической организации, и казалось бы, что способность хра­нить семантическую информацию в организованной схеме и эффективно получать к ней доступ характеризует как минимум один тип интеллекта. Возможно, некоторые предприимчивые исследователи когнитивной психо­логии займутся этим важным вопросом.

В одном из исследований развития было показано, как можно прово­дить эксперименты в этой области и как с их помощью дать ясную демон­страцию влияния базы знаний на интеллект. Чи (Chi, 1978) изучала влия­ние специальных знаний на воспроизведение шахматных и числовых сти- • мулов. Для своего эксперимента она выбрала 10-летних детей, которые хорошо играли в шахматы, и взрослых, которые были новичками в этой игре. Ее задача походила на задачу Чейза и Саймона (см. стр.100), в кото­рой шахматные фигуры составляли обычную игровую позицию. Обеим группам испытуемых давали рассмотреть фигуры на доске и затем проси­ли воспроизвести расположение на второй доске. В задаче, связанной с первой и названной задачей на метапамять (термин "метапамять" отно­сится к знаниям индивидуума о своей памяти), испытуемых просили пред­сказать, сколько им потребуется попыток, чтобы воспроизвести все фигу­ры. Результаты, представленные на Рис. 14.10, показывают, что дети не только лучше воспроизводили расположение шахматных фигур, но и луч­ше предсказывали свои успехи, т.е. их метапамять была лучше, чем у взрослых. Кроме этого, испытуемым предлагалась стандартная задача с цифрами, обычно используемая в тестах на интеллект, и, как и ожида-

Мышление, раздел 2: решение задач, творчество и человеческий интеллект

лось, взрослые лучше справлялись с воспроизведением этих цифр и луч­ше предсказывали свои успехи, чем дети. Видимо, под влиянием базы знаний, не зависящих от возраста или от других типов интеллекта (напри­мер, успехи в задаче с цифрами), способность к воспроизведению из рабо­чей памяти специализированной информации, непосредственно связанной с этими знаниями, может ощутимо расширяться. Теоретические и методо­логические вопросы, поднятые этим экспериментом, предполагают, что в будущем появится больше таких исследований.

Рассуждение и решение задач. Почти все согласны, что и рассуж­дение, и решение задач являются равно важными проявлениями челове­ческого интеллекта; понятно поэтому, что разделение этих понятий про­водится только для аналитических целей.

Среди нового поколения когнитивных психологов, которому предстоит разрешить проблему человеческого интеллекта, рассуждения и решения задач, наиболее выдающимся является Р.Стернберг (R.Sternberg, 1977, 1980а, 1980Ь, 1982, 1986). Согласно его схеме, рассуждение можно опи­сать как попытку соединить элементы старой информации с целью полу­чения новой. (См. текст в рамке на стр. 491.) Старая информация может быть внешней (из книг, фильмов или газет), внутренней (хранящейся в памяти) или их сочетанием. При индуктивном рассуждении, рассмотрен­ном нами ранее, информации, содержащейся в посылках, недостаточно для получения вывода; человек должен сотворить правильное решение. Один из приемов, использованных Стернбергом,— это задача равенства отношений, которую можно представить так, что А относится к В как С относится к D или в символической форме — A:B::C:D. В одних случаях последний член D опускается и должен быть генерир_оввн человеком, а в других случаях человек должен сделать выбор из ряда различных ответов, как^в следующем примере: Филология:Языки::Микология: (а- Цветущие растения, б- Папоротники, в- Сорняки, г- Грибы). Для решения этой ана­логии способность рассуждать нужна в минимальной степени, тем не ме­нее, многим людям она представляется трудной, поскольку они не знают, что микология изучает грибы, а филология изучает происхождение языка. Аналогии подобного типа служат мерой для той формы интеллекта, кото­рая связана с запасом слов.

В приведенном примере решение аналогии зависело от знания слов и способности рассуждать. Однако, решение задач на равенство отноше­ний — это не просто воспроизведение из памяти, оно включает несколько этапов. Стернберг предполагает, что, встречаясь с задачей такого типа, мы разбиваем аналогию на подзадачи и решаем каждую из них, а уже затем решаем всю задачу. Эта стратегия сходна с упоминавшимся ранее анализом "средство-результат", использованным Ньюэллом и Саймоном, но отличается от него тем, что все этапы последовательности обработки информации играют в нем важную роль. Следующая задача приводится в качестве иллюстрации для некоторых этапов, прорабатываемых челове­ком при решении аналогий8.

Юрист:Клиент::Доктор: (а- Пациент, б- Медицина)

8Адаптировано из: R.Strenberg (1982).

Мышление и интеллект - естественный и искусственный 488

В этом случае кодирование слов менее сложно, чем в предыдущем, по­скольку большинству людей знакомы все эти термины. В решении этой задачи есть такие этапы:

а. Рассуждающий кодирует термины аналогии.

б. Рассуждающий делает вывод о связи, существующей между юрис­том и клиентом (например, юрист предоставляет услугу клиенту, юрист оплачивается клиентом, юрист может помочь клиенту).

в. Рассуждающий составляет карту отношения высокого порядка, су­ществующего между первой и второй частями аналогии (обе каса­ются специалистов, предоставляющих услуги клиентам).

г. Рассуждающий применяет отношение, сходное с выведенным им, ко второй части аналогии, т.е. между доктором и каждым из вари­антов (доктор предоставляет услугу человеку, а не медицине).

д. Рассуждающий дает свой ответ.

Сначала члены аналогии нужно закодировать или транслировать во внутренние репрезентации, над которыми будут выполняться последую­щие операции. Стернберг использует модель репрезентации (Sternberg,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: