Первое условие – осознание слушателями личностного смысла в приобретении этих знаний в данной области и в конкретно данной теме. Важно понимание полезности преподносимых лектором знаний и для себя лично.
Второе условие – осознание новизны излагаемого материала, однако новизна должна быть связанной с предыдущими знаниями, быть последовательной.
Третье условие – это побуждение и стимулирование работы мышления слушателей. Прежде чем узнать «что и как», у них должен возникнуть вопрос «почему и откуда». Выступающему желательно ставить слушателя в положение мыслящего, ищущего и желающего узнать что-то новое, интересующее его в данный момент. Понятно, что если в памяти человека какой-то фрагмент отсутствует, то он тут же включает мышление. В результате выступление должно доставлять моральное удовлетворение как слушателю, так и выступающему (Иванова СФ., 1978).
Существует как минимум 5 вариантов подготовки речи и ее произнесения:
1. Написать весь текст вступления, а затем прочитать его слушателям.
2. Написать текст выступления, несколько раз прочитать его, а затем рассказать по память, иногда заглядывая в рукопись.
3. Подготовить только краткие записи.
4. Выступать без каких-либо подготовленных материалов.
5. Написать текст, по которому подготовить презентацию и с ней выступать перед слушателями.
Конечно, универсальных рекомендаций быть не может. В каждом отдельном случае удобен один единственный вариант. Но, собственный опыт авторов пособия подсказывает, что второй вариант является наиболее оптимальным, а пятый вариант наиболее современным.
Причины, по которым стоит писать и пользоваться конспектом.
1. Во время выступления велика вероятность потерять мысль по объективным (вопросы слушателей, неожиданные изменения, неадекватная обстановка и другое) или субъективным причинам (волнение, плохое самочувствие и т.д.);
2. Возможно, Вам предстоит выступать с этой же проблематикой спустя какое-то время и готовый тест у Вас уже есть;
При написании конспекта, мы продумываем не только план, но и слова, фразы, примеры, что дает возможность быть более уверенным и подготовленным.
Этапы подготовки речи
Таким образом, в подготовке речи можно выделить две основные фазы (Введенская Л.А., Павлова Л.Г.):
докоммуникативную, т.е. подготовку выступления и коммуникативную – взаимодействие с аудиторией.