Определение понятия маркетинг

Тема 1. Основные понятия маркетинга. Предмет, цели и задачи дисциплины.

Вопросы:

1. Определение понятия маркетинг.

2. Основные понятия маркетинга.

3. Направления изучения рынка.

Текст лекции

Определение понятия маркетинг.

В мире современного бизнеса «маркетинг» относится к наиболее употребляемым понятиям. Германский институт маркетинга приводит данные, что в настоящее время насчитывается порядка 2000 определений маркетинга. По существу каждый специалист по маркетингу своих публикациях даёт собственную трактовку этого понятия от упрощенного и лаконичного до многословного и всеобъемлющего. С позиции предприятия, маркетинг — комплексная система организации и управления производственно-хозяйственной, коммерческой и сбытовой деятельностью, ориентированная на удовлетворение конкретных потребностей определенного сегмента покупателей. Здесь подчеркивается один из основополагающих принципов маркетинга – производить продукцию в адрес заранее определенного потребителя.

«Маркетинг — это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена». (Филипп Котлер). Известный специалист в области управленческого консультирования П. Дракер предлагает следующее определение маркетинга: маркетинг- это вся деятельность фирмы, направленная на достижение видимого результат, предлагаемого потребителю в виде эквивалента его деньгам. Нужда – это чувство нехватки чего-либо. Если нужда неудовлетворенна, то человек сделает одно из двух действий: либо займется поисками объекта, способного удовлетворить его нужду, либо попытается заглушить её.

Потребность – это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.

Предметом маркетинга являются законы и закономерности развития рыночных отношений, и механизм их использования, которые регулируют рыночные отношения: закон спроса и предложения, закон возвышения потребностей и принципы и методы их реализации. Маркетинг, так или иначе, затрагивает интересы каждого члена общества: производителя, покупателя, простого гражданина. Интересы и цели этих групп людей в большинстве случаев различны, а иногда противоречат друг другу. На вопрос, нужен ли маркетинг обществу и каковы при этом его цели, ответ однозначен: маркетинг является наиболее эффективным инструментом развития рыночной экономики, ориентирован на удовлетворение потребностей покупателей, а покупателем периодически становится каждый член общества, и потому маркетинг необходим.

Цели маркетинга различны для производителей и потребителей продукции, так как интересы этих групп существенно различаются.

Цели маркетинга по отношению к производителям состоят в совершенствовании продукции в интересах покупателей и стимулировании сбыта с целью получения высоких коммерческих результатов и прибыли.

Что же касается целей маркетинга по отношению к остальной части общества, то здесь, по мнению большинства теоретиков маркетинга, возможны четыре альтернативных варианта:

1. Достижение максимально возможного высокого уровня потребления.

2. Достижение максимальной потребительской удовлетворенности тем или иным товаром.

3. Обеспечение максимально возможного разнообразия товаров с целью предоставления потребителю максимально широкого выбора.

4. Максимальное повышение качества жизни за счет широкого ассортимента, высокого качества, доступности продукции и сохранения окружающей среды. Потребности людей безграничны, а вот ресурсы для их удовлетворения ограничены. То есть человек выбирает те товары, которые доставят ему большее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: