Система малого бизнеса

Как показывает зарубежный опыт, малый бизнес, действующий в конкурентной среде, может сыграть важную роль в увеличении объема производства, расширении ассортимента товаров и услуг, повышении качества продукции. Мелкие предприятия доставляют людям прекрасную возможность реализовать свои творческие способности, предприимчивость, инициативу. Они выступают также как средство распределения избыточной рабочей силы, удельныйвес которой возрастает, по крайней мере, в начальный период экономических преобразований и структурно-технологической перестройки производства.

Подъем малого предпринимательства в 80-е годы объясняется совокупностью ряда обстоятельств. Среди них наиболее важные – структурная технологическая перестройка производства и бурное развитие “экономики, базирующейся на знаниях". Последняя открывает много новых разнообразных возможностей для мелкомасштабного бизнеса ─ программирование и конструирование с помощью персональной ЭВМ, предоставление экспертных и информационных услуг, коммерческое и технологическое освоение нововведений на наиболее перспективных направлениях НТР.

Важным также представляются изменения организационной структуры крупных корпораций в сторону максимальной самостоятельности филиалов и подразделений; развитие субподрядных отношений с малым бизнесом, включая инновационно-венчурные фирмы и поставщиков небольших партий мелкосерийной продукции.

В условиях перехода от массового производства к мелкосерийному, от массового рынка к индивидуализированному мелкомасштабное производство реагирует на ту или иную возникающую общественную потребность, на изменение рыночной конъюнктуры гораздо оперативнее,чем крупное. Гибкость, приспособляемость к рынку, умение в короткие сроки обновить модели выпускаемой продукции и внедрить технические новшества, качественно удовлетворить индивидуализированные запросы потребителей ─ таковы характерные черты мелкого бизнеса, обеспечившие ему экономическую нишу в системе капиталистического хозяйства.

Сейчас особенно повышается роль мелкого бизнеса в сфере организационных и технологических нововведений. Способствуя скорейшей реализации новейших технических и коммерческих идей, выпуску высокотехнологичной продукции, он выступает проводником научно-технического прогресса. Большинство мелких фирм, возникших в конце 80-х годов, являются наиболее технически оснащенными, а из вновь образованных с числом занятых до двух человек 93% используют телерадиоаппаратуру.

Мелкое предпринимательство ─ не только один из важнейших факторов экономического развития. Оно также способствует социально-политической стабильности общества. В частности, оно расширяет возможности трудоустройства населения, содействуя темсамым снижению безработицы.

Сектормелкого предпринимательства является особыми притом весьмазначимым сегментом хозяйства страны, производящим широкий ассортимент товаров и услуг. Мелкие предприятия и фирмы действуют в промышленном производстве (изготовление комплектующих деталей по заказам поставщиков), распределении (розничной и оптовой торговле), гостиничном хозяйстве и общественном питании (отели, кафе, рестораны), в сфере бытовых услуг (парикмахерские, ателье, ремонтные мастерские, прачечные), профессиональных и деловых услуг (информация, финансы, посредничество, технические разработки, обучение, здравоохранение), строительстве.

Существует целый ряд производственно-технических, организационно - управленческих, мотивационных моментов, определяющие эффективностьмелких фирм в современных условиях. НТР открыла возможности для развития небольших узкоспециализированных предприятий, способных обеспечить выпуск новой сложной техники, состоящей из функциональных узлов и модулей. Небольшие размеры фирм позволяют им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять и адаптировать новую технологию. Часто мелкие исследовательские фирмы весьма успешно конкурируют с крупными. Они активнее проводят исследования и разработки, в них быстрее темпы внедрения достижений научно-технического прогресса. Такие фирмы успешно действуют в новейших отраслях. Например, на рынок персональных компьютеров первыми вышли именно мелкие фирмы. Среди факторов, определяющих преимущества небольших фирм, можно назвать более гибкую реакцию на изменение рыночной конъюнктуры,знание клиентуры. Часто они ориентируются на те секторы рынка, которые из-за малой емкости не вызывают интереса у крупных компаний (например, производство потребительских товаров, бытовых услуг). Другое экономическое преимущество мелких фирм заключается в относительной дешевизне их продукции. У них есть возможности сокращения издержек производства за счет узкой специализации, более полного использования оборудования, экономии на административно-управленческих расходах.

Тысячи предпринимателей, действующих в любой рыночной экономике в сфере малого бизнеса, существуют в кажущихся крайне незавидными условиях. И, однако, в целом довольны своим положением. Как показало проведенное в Англии исследование, 82% владельцев мелких компаний не хотели бы, чтобы их предприятия стали большими. Именно такие непритязательные фирмы, на первый взгляд лишенные всяких конкурентных преимуществ, но цепко держащихся за свой бизнес, и составляют основную массу мелких неспециализированных компаний.

Действительно, в большинстве капиталистических государств не менее половины всех занятых работают на мелких и мельчайших предприятиях. А для некоторых стран эта доля значительно выше. Так, в суперсовременной Японии половина всех трудящихся занята на одних только мельчайших фирмах (к ним относят предприятия с численностью персонала до 20 человек), а вместе мельчайшие и мелкие (до 100 человек) предприятия дают работу трем четвертям японцев. Таким образом, по крайней мере, в чисто количественном отношении, мелкие предприятия представляют самый крупный сектор рыночной экономики.

Роль малого бизнеса велика не только количественно, но и функционально, т.е. по тем задачам, которые он решает в экономике. Небольшие фирмы образуют своего рода фундамент, на котором вырастают более высокие "этажи" хозяйства, и который во многом предопределяет архитектуру всего здания. В первую очередь - это относится к интегрирующей, связывающей экономику в единое целое роли мелких компаний. В США и других западных странах мелкий и крупный бизнес сегодня не взаимоисключают, а дополняют друг друга. Мелкий бизнес ведет хозяйственную деятельность во всех сферах экономики, а в ряде отраслей он даже доминирует {сельское хозяйство, строительство, оптовая и розничная торговля).

Как известно, существуют три правовые формы организации частных фирм: единоличные фирмы, партнерства, корпорации. Для мелкого бизнеса наиболее простой формой является фирма, находящаяся в единоличном владении. Эти фирмы составляют большинство в общем, числе фирм - в США более 70%. Такая мелкая фирма управляется собственником, который берет на себя весь риск предпринимательства. Глава фирмы часто сам занимается бухгалтерским учетом и финансами, сбытом и снабжением, ценами и рекламой. Многое зависит от его целеустремленности и работоспособности.

По мерероста размера предприятия, объема продаж создается управленческая группа.Она может включать управляющего-собственника, агента по снабжению, часто выполняющего функциитехнолога, мастера, вподчинении которого находятся рабочие. Длявременной работы приглашаетсябухгалтер. Совмещение профессий, управленческихфункций, родственные или семейные отношения на таких предприятиях способствуют экономному использованию. Мелкиеи средние фирмы могут создаватьсяи как корпорации (акционерные общества). Самая простаяуправленческая структура включает здесь президента, вице-президента, специалиста по сбыту. Общее руководство в небольшой корпорации осуществляет совет директоров в составе, как правило, пяти человек, в том числе трех внешних директоров (ими являются банкиры, управляющие крупных фирм, юристы, которые могут хотя бы частично компенсировать недостаток опыта управляющего такой корпорации, помочь решать трудные проблемы).

При общей простоте организационно-управленческих структур мелких фирм многие из них сталкиваются со сложными проблемами. Долгие годы успех функционирования таких фирм основывался, по сути, на личном мастерстве и энтузиазме управляющего. В современных условиях только энтузиазма недостаточно. В 80-х годах одним из основных факторов, способствующих разорению мелких фирм, являлась нехватка управленческихзнаний у владельцев предприятий, у их управляющих. Поэтому все чаще они вынуждены прибегать к услугам консультационных фирм, наемных менеджеров. Жизнеспособными сегодня оказываются те мелкие фирмы, которые внедряют формы и методы управления, основанные на стратегии предприимчивости. Успех деятельности таких фирм обеспечивают систематические инновации в области продукции и услуг, позволяющие создать новый рынок, удовлетворить новые потребности. Стиль управления в таких фирмах отличается нацеленностью на поиск, вовлеченностью всех работников фирмы в этот процесс. Управляющий становится "создателем команды", "распространителем опыта", а не "контролером, стоящим над людьми".Такие фирмы отличает демократический стиль управления, отсутствие жестких регламентаций, неформальное общение, взаимное доверие и понимание. Именно такие мелкие фирмы добиваютсяуспеха в настоящее время.

Условномелкие фирмы в западных странах можно разделить на две группы: 1) экономически и юридически независимые от крупных концернов, корпорации; 2) компании, имеющие тесные связи с концернами. Вторая группа официально выступает как самостоятельные организации, она тесно связана обширной сетью производственных и научно-технических, снабженческих, сбытовых, финансовых отношений с крупными корпорациями. Функционирование этих мелких фирм отличается значительной спецификой. Их деятельность обусловлена следующим. Опыт последних десятилетий позволил крупным корпорациям, концернам сделать выводы о том, что поглощение мелкой фирмы в современных условиях хозяйствования далеко не всегда дает экономический эффект. В мелких фирмах, включаемых в состав концерна, примерно на I/3 сокращается производительность труда, в 3 раза уменьшаются доходы, существенно снижаются темпы нововведений. Одна из причин этого - ослабление самостоятельности, отрицательное влияние громоздких управленческих надстроек над предприятиями и т.д. Кроме того, часто концернам невыгодно организовывать в своих рамках узкоспециализированные производства, вносящие большое разнообразие в их номенклатуру, усложняющие управление, отвлекающие технический персонал на решение относительно второстепенных задач. Поэтому решение подобных проблем они передоверяют мелким фирмам, устанавливая с ними отношения субподряда, субпоставки. Система "привязки" мелкого бизнеса к крупному стала одной из важнейших особенностей организационной структуры промышленности стран Запада.

В области производства одной из организационных форм взаимодействия крупных и мелких компаний является контрактнаясистема. Она представляетсобой долгосрочные договорные отношения в области снабжения между крупнойкомпанией и множеством мелких предприятий, работающих на основе подетальной, поузловой, технологической специализации производства изделий. Контракт о поставке оформляется в виде четкой договоренности о качестве товаров и обслуживания, ценах, сроках и объемах поставок. Основой для долгосрочных контрактов является перспективный план развития производства концерна. Небольшим предприятиям такая кооперация выгодна, поскольку шансы самостоятельно закрепиться на рынках уних малы. Особенно это касается технологически сложной продукции, организация производства и сбыт которой требуют больших управленческих, финансовых и технических усилий, которымимелкие фирмы не располагают. Крупные компании предоставляют им ряд льгот: гарантируют закупку большой доли производимой продукции, поставляют или сдают в аренду средства производства, определяют льготные условия приобретения и поставки сырья и материалов, разрешают использовать торговую марку компании. Нередко они выполняют для мелких фирм-поставщиков работы по конструированию и проектированию новых изделий, улучшению технологии их производства, по разработке эффективных методов контроля качества продукции. В заключаемых контрактах может быть предусмотрено оказание помощи в организации управления, в обучении работников, в использовании результатов рыночных исследований.

В области обслуживания производства также существует и развивается сложная система хозяйственных отношений между крупными и мелкимифирмами. Многие крупные предприятия постепенно освобождаются от вспомогательных и заготовительных цехов, закрывая ремонтные и строительные цехи, передавая их функции узкоспециализированным предприятиям. Небольшие специализированные фирмы заключают договоры с крупнымифирмами как на планово-предупредительный ремонт, так и на текущее обслуживание оборудования. Крупные компании могут заключать договоры одновременно с несколькими мелкими фирмами, каждая из которых специализируется на ремонте и обслуживании отдельного вида оборудования.

Таким образом, сохраняя свою финансовую и организационную самостоятельность, мелкие фирмы на деле действуют в заранее заданных условиях и их отношения с крупными корпорациями скорее напоминают отношения филиалов головных компаний.

В сфере торговли и услуг наиболее распространенной формой хозяйственной интеграции малого и крупного бизнеса стала система договорных отношений, известная вовсем мире под названием "франчайзинг" (от французского слова "франшиз" ─ льгота, привилегия). Суть ее состоит в том, что крупная компания (франчайзер) заключает договор с мелким самостоятельным предприятием (оператором) о предоставлении ему исключительного права на создание и сбыт под ее торговой маркой на конкретном рынке определенных видов товаров и услуг. Как правило, франчайзер требует от предприятия-оператора единовременного первоначального вознаграждения за право действовать на рынке от егоимени.

Капиталовложения в дело осуществляются как за счет передачи в аренду фирме-оператору основных фондов, находящихся в собственности компании-франчайзера, так и собственных или заемных средств оператора. Причем головная компания можетсама предоставить мелкому предприятию кредит, взять для него заем в банке или быть его поручителем при получении гарантированного займа. Во многих случаях фирма-оператор целиком владеет фондами своего предприятия и расплачивается с головной компанией лишь за полуфабрикаты и готовую продукцию, подлежащую реализации под торговой маркой компании.

С организаторской точки зрения, сегодня система договорных отношений строится на использовании двух форм. Первая основана на то, что мелкие предприятия торгуют продукцией головной компании или предоставляют услуги от ее имени, получая определенную долю от объема продаж. Но риск, связанный с реализацией, несет собственник мелкого предприятия. Типичной областью применения этой формы контрактных отношений является продажа и обслуживание грузовых и легковых автомобилей, услуги бензоколонок, продажа безалкогольных напитков.

В последнее десятилетие стала популярной вторая форма контрактных отношений ─ корпоративная. Помимо использования торговой марки, продукции и услуг она предусматривает подключение фирмы-оператора в полный цикл хозяйственной деятельности головной компании. Предприятия-операторы действуют в таком случае в соответствии с рыночной стратегией корпорации, с ее правилами планирования и организации управления, соблюдают ее технические требования, стандарты и условия обеспечения качества, участвуют в программах обучения и развития производства, в единой системе обмена информацией и целиком отвечают за экономические результаты своей работы.

Корпоративная форма чаще всего используется при организации предприятий питания, розничной торговли промышленными товарами, в обслуживании бизнеса, в бытовых услугах.

Сферой активной деятельности мелких фирм в последние годы становятся деловые услуги: услуги по обработке, охране предприятий и т.д. Сфера этих услуг быстро развивается, так как усиливающаяся конкуренция заставляет фирмы экономить на административном персонале, добиваться максимальной отдачи от каждого работника. В условиях громоздких бюрократических структур это во многих случаях сделать невозможно. Поэтому происходит процесс сокращения управленческого и инженерно-технического персонала на крупных фирмах и в то же время развитие более экономичной и гибкой формы в сети мелких предприятий, оказывающих деловые услуги.

Правительство воздействует на сферу мелкого бизнеса путем обеспечения общих социально-экономических условий предпринимательской деятельности (меры в области налогообложения, приватизации, трудового законодательства), а также используя разнообразные экономические, организационные, правовые нормы и методы непосредственной поддержки (учреждение специальных служб и программ стимулирования деловой активности, предпринимательских курсов, льготные условия финансирования и др.).

Проводя курс на предоставление максимальной свободы частному предпринимательству, правительство оказывает особое покровительство мелкому бизнесу, рассматривая его как важный фактор стабилизации хозяйственного роста и структурногодинамизма, повышения эффективности экономики.

Достаточно сказать, что в конгрессе США проблемами малого бизнеса заняты два комитета. А все государственные структуры,причастные к этому, насчитывают 4,5 тыс. сотрудников. Во главе стоит Администрация малого бизнеса, в аппарате которой 1100 сотрудников. Главная их функция ─ в поддержке малогобизнеса, в принципе чрезвычайно чувствительного к малейшимколебаниям рынка.В каждом штате - региональные отделения по 30 - 40 человек. Ни центральные, ни региональные чиновники не командуют малым бизнесом, а только откликаются на все просьбы, дают информацию о состоянии рынка. Они же делают экспертные заключения по предложениям тех, кто намеревается начать дело.

Система поддержки в США включает следующие компоненты. Во-первых, прямые дотации через бюджет. Суммарно это составляет около 300 млн. долларов в год. Сумма невелика и в основном предназначена для покрытия убытков, от которых не застрахован малый бизнес. Дотации покрывают рисковые проекты инновационного характера, стимулируют выпуск той продукции, за которую большой бизнес просто не берется. Во-вторых, размещая заказы на фирмах-гигантах, государство устанавливает обязательный процент заказов, которые гиганты обязаны передавать малому бизнесу (по типу нашего субподряда). В-третьих, государство может выступать в качестве гаранта при получении банковских кредитов. Кстати, поддержкой малого бизнеса занимаются и их ассоциации. В-четвертых, малый бизнес имеет налоговые льготы. Суммарно налоги составляют 44% дохода (36 – национальные, 8 – налоги штата). Доля, облагаемая налогом, может сокращаться, если фирма увеличивает вложения в социальную сферу или развитие производства.

Каждый год в США создается около 700 тысяч новых компаний. Подавляющее большинство из них представляет собой мелкие фирмы. В России к началу реформ было всего 40 тыс. самостоятельных предприятий. В конце 1994 г. их число приблизилось к 1 млн. Большая часть возникших фирм также как и на Западе относится к числу малых неспециализированных компаний.

В Японии девять десятых трудоспособного населения заняты в мелком бизнесе, на его долю приходится 70% всех продаж. Причем, помимо малых и средних предприятий (численностью до 300 человек), имеется гигантская сеть мельчайших (до 20 человек), которые получают кредит уже без всякого залога, а лишь под гарантию какой-либо ассоциации или финансового фонда. В Японии тоже приняты государственные формы поддержки мелкого предпринимательства. В Иокогаме действует "научный парк". Этот мощный комплекс, оснащенныйсамым современным оборудованием, выращивает предпринимателей, как цыплят. Но, чтобы попасть сюда, нужно пройти конкурсный отбор. Авторы наиболее перспективных идей получают все необходимое: производственные площади, капиталовложения, небольшой аппарат и имеют возможность в течение ряда лет доводить идею до металла.

Будучи механизмом интеграции, этот процесс одновременно служит и средством “естественного отбора" наиболее эффективных и жизнеспособных компаний и, следовательно, может рассматриваться, как дополнительный источник эффективности экономики, связанный с функционированием крупных корпораций и действующий на макроуровне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: